Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности

Страница 2

Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Такой подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель – ученик», с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребёнка. Если для учащегося младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога – к диалогу), общение с взрослыми – социальная потребность, то подросток ставит себя в ситуации взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «Я-концепции», рефлексии. Его приоритетной потребностью является потребность в общении, в общественном признании (Д.И.Фельдштейн, А.С.Выготский); на первый план выдвигается стихийно-групповое и интимно-личностное общение.

Хоровой коллектив в школе искусств предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это хорошо, руководитель хора является референтным для подростка взрослым).

Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива.

Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.

Доминирующее значение для формирования личности ребёнка в процессе хоровых занятий приобретает несущий в себе качественную ценность репертуар, при выборе которого следует учитывать возрастные особенности участников хора. Прежде всего это касается хоровых коллективов старшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню. Диалог с ребёнком обеспечивается прежде всего содержанием и качеством репертуара. Яркость музыкального образа, высокий художественный уровень музыкальных произведений рождают глубокие эмоциональные и эстетические переживания, позволяют пережить гедонистическое удовольствие в том случае, если тема и содержание хорового сочинения актуальна и личностно значима для подростка.

Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость являются основой для диалога, темой для разговоров, обсуждений, дискуссий, в которых рождается многовариантное личностное восприятие, рождается личностный смысл.

Постижение смысла музыкального образа на личном уровне происходит благодаря целому комплексу способов и средств, среди которых особо важную роль играет личностная интерпритация произведения. Каждый ребёнок ищет свой вариант, который обсуждается, и затем коллективно выбирается лучший из них.

Известно выражение: «Музыкальный образ в моём восприятии таков, каков «Я». Подобная установка рождает стремление идентифицировать себя с лирическим героем, решить вместе с ним его (а значит и свои) духовные проблемы, позволяет подняться до уровня духовности великих творцов музыкального искусства. Темы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в душах подростков, поэтому в репертуаре хора обязательно должны быть произведения, позволяющие каждому поющему в хоре сформулировать своё отношение к этим вечным темам искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Уроки мастерства
С особенностями карельской кухни и ремёслами учащиеся знакомятся на уроках технологии. Здесь изучают народную вышивку, ткачество, работают с берестой и соломой. Одновременно знакомятся с карельскими поговорками, пословицами, загадками, иллюстрирующими обычаи, сложившиеся у народа. На уроках труда с ...

Проектная деятельность, как технология активизации обучения
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления учащихся, чтобы научить их не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Общий принцип, на котором базиров ...

Ограничения и недостатки использования игр в образовании
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru