Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте

Страница 4

Появление новых интересов приводит каждый раз к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся психологические новообразования подросткового возраста. В этот период кардинально меняется общественное положение подростков. Так на практических занятиях хора они сталкиваются с необходимостью осознания ответственности не только за себя, но и за других.

Рассмотрим процесс социализации подростка. Психолог А.Н.Леонтьев заметил, что ребёнок рождается, как минимум, дважды – трёхлетним и в подростковом возрасте.

Подростковый этап развития заключается в расширении и уточнении своего Я, в осознании подростком всей системы отношений, составляющей сущность самосознания личности. Одновременно происходит уточнение самооценок от амбивалентных (неопределённых) суждений в сторону целостных психологических самоописаний. Существенно изменяется его структура: ведущее место принадлежит самооценке, второе по значимости – собственные чувства, переживания и мотивы, за ними следуют ценности, убеждения, идеалы и постепенно формирующиеся жизненные планы. По данным И.В.Дубровиной, на 13 лет приходится пик школьной тревожности, на 14 – пик самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет к 15 годам и вновь возрастает в 16. Таким образом, по мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказывается наиболее значимой для личности: сначала это общение с товарищами и сверстниками, а далее – развитие личностной рефлексии как ведущего механизма самосознания личности.

Становление способности к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения. Первый момент самоопределения – потребность выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Реализация этой идеи возможна при наличии соответствующего уровня самооценки. Попадая в область деятельности взрослых, подросток стремится найти и защитить своё место в окружающей его социальной среде, что возможно при обретении способности и навыков к новому виду деятельности – общения.

Именно общение позволяет подростку выйти за рамки школы, сравнивая себя со сверстниками, вырабатывать самооценку, найти своё место в кругу сверстников и взрослых, усваивая нормы социального поведения и морали, реально познавая отношения равенства и уважения между людьми. Установлено, что достаточно часто в центре жизни подростка оказывается именно общение, а учебная деятельность, являющаяся доминантой, отступает на второй план. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относится прежде всего самосознание личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению. Проследить этапы становления этого новообразования возможно, суммируя становление основных сфер развития подростка – половой, познавательной и социальной, уточняя вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы о воспитании и обучении:

Правила и приемы в технике линогравюры
Линолеум бывает разной толщины, для гравирования наилучшая - 5 мм, наименьшая - 2,5 мм. Чтобы выпрямить согнутый кусок линолеума, надо его как следует прогреть и затем подержать под прессом. Перед шлифовкой доски надо осмотреть ее обратную сторону и соскоблить узелки с ткани. Затем приступают к шли ...

Содержание математического развития
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личн ...

Исторический обзор развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru