Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Особенности хоровой деятельности с подростками в психолого-педагогическом аспекте

Страница 3

Э.Шпрангер (1882-1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

Для первого типа характерно резкое, бурное и кризисное течение развития, переживаемое как второе рождение, итогом которого является становление качесвенно нового Я. Для второго медленные, постепенные изменения без глубоких потрясений и сдвигов в собственно личностных чертах. Третий тип предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, сомостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов за счёт развитых у подростка способностей к самоконтролю и самодисциплине, что в итоге приводит к психологическому новообразованию, «открытию» нового Я, возникновению устойчивой рефлексии, осознанной индивидуальности.

Шарлота Бюлер (1893-1974) считала характерным для подросткового возраста психическую и физическую пубератность (пубертат – период резкого ускорения физического или любого другого развития или созревания). Внутри психической пубертатности Ш.Бюлер выделила три фазы развития.

Первая фаза – это прелюдия к периоду психической пубертатности, первые её симптомы появляются в 11-12 лет; подростки необузданны и драчливы, детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков пока непонятны.

Вторая фаза – негативная, продолжительностью от 11 до 12 лет у девочек и от 14 до 16 у мальчиков; основными её чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, и неудовлетворённость собой, которая переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы совпадает с завершением телесного созревания.

Третья фаза – позитивная – характеризуется постепенно возрастающей восприимчивостью к позитивным аспектам окружения. Перед подростком открываются источники радости, важнейшая из которых – сознательное переживание прекрасного. Это является стимулом к успешному овладению наукой и искусством. Одновременно появляются любовные переживания, дающие выход самому тяжёлому напряжению.

Э.Штерн(1871-1938) полагал, что специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, «направленностью мыслей и чувств ребёнка, его стремлений и идеалов», а с другой стороны – «особым образом его действий». Штерн выделил шесть возможных типов доминирующих ценностей, которым соответствуют шесть типов личности подростка: эстетический, теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. Приведённые эмпирические психологические характеристики были сформулированы в 30-е годы, но не потеряли своего значения и по сей день. Однако, иллюстрируя ход психического развития подростка, определяя его характерные направления, они недостаточно объясняют причины именно такого хода.

Большую ценность как дающую ключ к пониманию механизма психического развития подростка представляет культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, по которой ключевой проблемой этого периода называется проблема интересов подростка. Подобного изучения заслуживает процесс разрушения и отмирания прежних групп (доминант) интересов и развития новых.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Образовательно-воспитательная среда в обучении иностранному языку
Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению целей, содержания и технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия образования и воспитания, действующая в конкретный исторический перио ...

Учебный аспект обучения
Социальное содержание цели или учебный аспект иноязычной культуры заключается в том, что ученик овладевает необходимыми видами речевой деятельности как средствами общения – говорением, письмом, чтением, аудированием. Чтобы «иноязычная культура» как учебный предмет полностью оправдала ее включение в ...

Методические рекомендации и программы учебных курсов
Основные результаты научных исследований могут как раз отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Не для кого не секрет то, что как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации. Приступая к подготовке методических рекомендаций, след ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru