Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Страница 3

Одной из особенностей музыки является необходимость посредника для её воспроизведения.

Крупный учёный-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов её создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Отечественная педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад в осмысление данной проблемы внесли российские учёные-педагоги XIX столетия. В трудах П.Г.Редкина, К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, П.Ф.Каптерёва, других мыслителей содержится немало оригинальных идей, суждений по вопросам детского музыкального образования. Это наследие, несомненно, ценное для современного образования.

Так, наш современник В.И.Адищев в своей статье «Счастье человека – в раннем приобщении к красоте», опираясь на труд В.П.Острогорского «Письма об эстетическом воспитании» изложил понимание основных эстетических категорий, сущности и цели эстетического воспитания, процесса приобщения детей к музыкальному искусству.

Среди различных видов художественного творчества к числу наиболее эффективных в эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения относится музыка. «Ценность музыки выражается в её способности в высшей степени благотворно влиять на детскую душу».

В «Письмах об эстетическом воспитании» выдвинута идея необходимости раннего приобщения детей к музыкальному искусству. Целесообразность этого обоснована тем, что музыкальные впечатления, полученные в детстве, «…никогда не изглаживаются в памяти ребёнка и поселяют в нём на всю жизнь любовь и вкус к музыке и пению, облегчают для него впоследствии само их изучение».

Острогорский первым в отечественной педагогике столь определённо поставил вопрос об эстетическом, музыкальном воспитании подрастающего поколения, выдвинул, обосновал идею, показал пути раннего приобщения детей к музыке, поставил вопрос о необходимости непрерывного музыкального образования (дошкольного и школьного), указал на ценность не только уроков хорового пения, но и других форм музыкального образования и просвещения учащихся. «Эти и другие идеи учёного-педагога могут рассматриваться как один из теоретических источников при выработке современных концепций музыкального воспитания и образования детей» (В.И.Адищев).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социал ...

Индивидуальный подход в педагогике
В человеческом обществе развитие проявляется как общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется ...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru