Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы

Педагогика сегодня » Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников » Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы

Страница 2

Нетрудно заметить, что достаточно хорошо совмещаются в единой оценочной системе шкалы одного класса: абсолютная количественная с относительной, ранговая (рейтинговая) с той или иной дескриптивной. Относительно успешно можно совместить количественную шкалу с дескриптивной (относительно – потому, что эти шкалы применяются параллельно и независимо друг от друга).

При совместимости рейтинговой шкалы с количественной возникает проблема. Она заключается в том, что порядковая природа рейтинговой шкалы рано или поздно проявляет себя и порождает массу пограничных конфликтов. Чем мельче шаг рейтинга и больше диапазон набираемых значений, тем острее конфликты при переводе рейтинга в балл.

Но все же приведем пример комбинирования рейтинговой и балльной шкал, принадлежащий А.С. Прутченкову. Им была разработана экономическая игра "Лицевой счет".

Игра "Лицевой счет"

Игра проводится для того, чтобы с помощью ведения условного лицевого счета повысить заинтересованность школьников в активной работе на уроке и вне его рамок. Игра моделирует деятельность работника фирмы, который ведет учет поступающих и расходуемых денежных средств. В течение одного урока она занимает 1-2 минуты (на реплику учителя в ходе урока и на подведение итогов счета в конце). Планируемый результат: постоянный интерес к предмету и каждому уроку, прочные навыки ведения простейшей финансовой документации, готовность принять участие в более сложных финансово-экономических играх.

Все участники игры получают возможность учитывать свои основные и дополнительные доходы, а также и расходы. Все ученики получают одну роль – работника, устроившегося на работу по контракту с определенной суммой заработной платы. Учитель принимает на себя роль руководителя фирмы, который принимает на работу, выплачивает заработную плату, а также определяет и выдает премии за хорошую работу и назначает штрафы за нарушения "производственной дисциплины".

Все полученные и израсходованные денежные суммы фиксируются безналичным способом в личном лицевом счете. В этом счете школьник самостоятельно записывает все свои расчеты с учителем в условных игровых денежных единицах (например, монетах), которые в дальнейшем и определяют его рейтинг среди других "работников". Основным источником поступления денежных средств на лицевой счет является "заработная плата", которая устанавливается за активную работу на уроке, качественное выполнение домашних заданий, сообщение дополнительной информации и т.д. (данный список видов деятельности может корректироваться учителем). Эта сумма записывается каждым учеником на свой лицевой счет после "выплаты" денег учителем, то есть в конце урока. Если ученик пропустил урок по уважительной причине, например по болезни, он может получить пособие по временной нетрудоспособности при наличии справки от врача и при условии возмещения недополученных знаний. Величина пособия устанавливается на уровне 50% от полной ставки.

За оригинальные ответы, усвоение материала сверх учебных программ, самостоятельное, инициативное углубление знаний с помощью различных источников выплачиваются денежные премии (дополнительные баллы). Размер премии устанавливается учителем по согласованию со всеми игроками. Учитель имеет право налагать на учеников денежные штрафы за опоздание без уважительной причины и т.д.

В личном лицевом счете указывается, за что получена данная сумма игровых денег и на какие цели она расходуется, если расходуется вообще. При заполнении счета ученик должен соблюдать правило "корреспондирующей записи" – в одной строке счета производится запись только одной суммы, которая либо поступила на счет, либо снята со счета при расходе денег. После каждой операции прихода и расхода денег вычисляется остаток денег на счете.

Основной критерий оценки – сумма на лицевом счете, которая является основанием для выставления дополнительной оценки в классном журнале и, соответственно, в дневнике. Дополнительным критерием может быть аккуратность и правильность заполнения лицевого счета. Учитель может назначать премии именно за эти показатели.

Действия игрока подчинены одной цели – максимизировать получаемые доходы за счет улучшения знаний, получения и сообщения дополнительной информации. Учитель может периодически изменять нормативы (целесообразнее всего в сторону увеличения размера заработной платы и премий). Это можно сделать в виде индексации, которая используется в реальной экономике. Для лицевого счета ученику лучше завести отдельную тетрадь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Проблема соответствия образовательных услуг индивидуальным и корпоративным запросам их потребителей
Основными потребителями услуг существующей на той или иной территории системы образования являются люди, на ней живущие. Каждый житель имеет потребность быть образованным сообразно своим интересам, территории, на которой он живёт, и своей деятельности на ней, в том числе и трудовой. Для организации ...

Виды проектов
Содержательная специфика проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся. Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследован ...

Решение задач на построение методом подобия
При решении многих задач на построение применяется метод подобия, суть которого заключается в следующем: сначала строится фигура подобная данной, затем эта фигура увеличивается (уменьшается) в нужном отношении (т.е. строится подобная фигура), удовлетворяющая условию задачи. Процесс обучения примене ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru