Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы

Педагогика сегодня » Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений старшеклассников » Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы

Страница 1

Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинговой системы. Он наиболее часто применяется в учебном процессе американской школы. Суть его – наблюдение деятельности учащихся на уроке и основанные на этом наблюдении парные сравнения.

Учитель составляет квадратную матрицу: по горизонтали и вертикали – список класса, а в пересечениях – субъективная оценка учителя деятельности ученика по отношению к другому ученику после каждого урока (2 – "лучше", 1 – "также", 0 – "хуже"). Отношения читаются от горизонтали к вертикали. В приведенном примере (см. приложение 2) частично заполненной матрицы ученик А работал на уроке лучше, чем ученики Е, Ж, Л, Н, Ф, так же успешно и активно, как ученики Г, И, П, Р, С, У, и хуже, чем Б, В, Д, З, К, М, Т. Главная диагональ заполнена единицами, поскольку символизирует сравнение ученика с самим собой. В случае отсутствия какого-либо ученика на уроке появляются пустая строка и пустой столбец. Конечно, было бы достаточно только половины матрицы, так как вся необходимая информация в ней содержится. Но на практике используется полный вариант из-за проблем с чтением неполной матрицы. Полный вариант позволяет также проверять точность заполнения, так как числа, стоящие в клетках, симметричных относительно главной диагонали, должны иметь постоянную сумму 2. Две пары таких клеток выделены в примере цветом.

Заполнив матрицу, учитель подсчитывает сумму чисел в каждой строке и вносит ее в последний столбец – она и является рейтингом ученика по результатам данного урока. Рассматривая матрицу, ученик получает информацию о том, какое мнение сложилось у учителя о его сравнительной эффективности на уроке. Ежедневные рейтинги тоже складываются, давая суммарный рейтинг за неделю, месяц, триместр, год.

Легко увидеть, что эта субъективно-рейтинговая система имеет недостатки, главным из которых оказываются необходимость иметь большое количество бланков матриц и заполнять их после каждого урока в каждом классе.

Конечно, при любом варианте рейтинговой системы от учителя требуется скрупулезное внимание ко всему, что делают ученики. В образовательной практике под названием рейтинговой системы часто используется накопительный вариант обычной балльной, то есть количественной шкалы. При этом фиксируется некоторое количество контрольных мероприятий по предмету в течение того или иного учебного периода (обычно это четверть, полугодие или год), а полученные за них оценки к концу этого периода суммируются. Сумма максимальных оценок по всем контрольным мероприятиям дает наибольшее значение рейтинга. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число: если к концу периода ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.

Различные школы объявляют минимальным рейтинговым числом от 30 до 50% максимального значения. В некоторых случаях ученикам разрешается по их желанию проходить дополнительные, внеочередные контрольные процедуры, увеличивая тем самым свой рейтинг. При этом сумма может превышать максимальное значение, что делает наличие максимума бессмысленным. Имеющиеся в школах варианты этой системы отличаются мало – чаще всего различия состоят только в наборе контрольных процедур. Встречаются варианты со взвешенными баллами – например, за контрольную работу можно получит до 5 баллов, за сданный зачет – до 10.

Во многих образовательных технологиях используется не одна какая-то оценочная шкала, а комбинация нескольких (см. рис.1). Иногда их применение определяется тем элементом учебного процесса, для которого используется каждая из них, иногда же это применение совместное и одновременное. Например, в опыте Ш.А. Амонашвили используется комбинация двух дескриптивных шкал – знаковой и аналоговой, когда родители получают пакет с лучшими работами их детей (аналоговая шкала) и вложенную в него оценку-характеристику, написанную учителем (знаковая шкала). Это случай одновременного совместного использования двух шкал. В интегральной технологии обучения применяется комбинация числовых шкал – относительной внутри блока уроков и абсолютной при тематическом контроле по его завершении. В технологии А.М. Кушнира основой оценочной системы является комбинация рейтинговой системы, построенной на отслеживании продвижения каждого ученика, и некоторого варианта дескриптивной аналоговой ("папки достижений").

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Разновидности гравюры в русском искусстве
Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Гравюра на дереве получила название ксилографии, от греческого слова «ксилос» (дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (или продольная) и торцовая. Сам термин чаще всего обозначает чёрно-белую торцовую гравюру на дер ...

Воспитание личности учителя
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, сп ...

Изучение родительской оценки работы логопеда и воспитателей
Анализ родительской оценки работы специалистов осуществлялся с помощью анкет (Анкета №1 «Оценка работы логопеда», Анкета №2 «Оценка работы воспитателей»). Изучение работы логопеда с помощью анкеты позволило выявить следующие характеристики родительской оценки. Отвечая на вопросы анкеты родители ука ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru