в школе учитель ставит экзаменационные (или четвертные) оценки обычно с учетом всех предыдущих (текущих в четверти). Тогда количество троек, четверок и пятерок исходно остается прежним (по 25%), но двойки заменяются на тройки. В итоге двоек – почти ноль, троек – 50%, а четверок и пятерок – по 25%.
Закон 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.
Доказательство: иного не может быть из-за отсутствия объективных средств измерения знаний. Поэтому остается чисто психоаналитическая природа оценок.
Следствие 1: в школе ставится больше четверок.
Доказательство: школьный педагог находится под постоянным влиянием взаимной ревности своих учеников, их родителей и других родственников. И если ставить пятерку, то "для всех очевидную", а тройку – когда она тоже "бесспорна". Зато четверку ставить психологически чаще безопаснее, поскольку ее можно понимать широко: это может быть и "хорошая" четверка (почти пятерка), и "плохая" – почти тройка. Поэтому – больше четверок. Как это сделать? При описании закона 3 показано: "идеальное" соотношение в школе на экзаменах между оценками "5", "4", "3" равно 25:25:50%. Тогда можно перевести в четверки 5% пятерок и 10% троек. В результате должно быть примерно 20% пятерок, 40% четверок и 40% троек.
Понятно, что точных прогнозов здесь быть не может: реальные соотношения всегда перетягиваются в ту или иную сторону традициями, директорами школ, отдельными педагогами и др. Значит, следствие 1 точнее сформулировать так: в школе для обеспечения психологического комфорта учителей количество троек и четверок бывает примерно одинаковым, а количество пятерок – процентов на 10-30 меньше.
В таблице 1 представлены результаты теоретического и практического исследований автора:
Таблица 1 Распределение оценок в школах (6-9 классы, 1-3 четверти 1996/97 учебного года)
Количество оценок (в %) | ||||
5 |
4 |
3 |
2 | |
Теоретические результаты | ||||
Идеальное распределение текущих оценок четверти |
25 |
25 |
25 |
25 |
Поправка на "нежелательность двоек" (итоги за четверти, экзамены) |
25 |
25 |
50 |
- |
Дополнительная поправка на психологическую безопасность учителя |
20 |
40 |
40 |
- |
Практические результаты | ||||
Муниципальная школа №23 поселка Донской (всего взято 2500 оценок) |
22 |
38 |
40 |
<1 |
Школа-лицей №5 г.Каменск-Шахтинского (всего взято 6000 оценок) |
23 |
46 |
31 |
<1 |
Материалы о воспитании и обучении:
Дистанционное обучение по курсу "История"
Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. В этом легко убедиться, посетив одни из компьютерных салонов или просмотрев одно из изданий периодической печати, популяризирующее, наряду с аппаратными средствами ...
Психолого-педагогические условия формирования
памяти у дошкольников с нарушениями речи
Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые семь лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей ...
Восприятие
как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.