Несостоятельность пятибалльной системы оценивания

Страница 1

Общество в настоящий момент пытается сформулировать социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически настроенное, социально ответственное население. Родителям важна успешность детей в их будущей взрослой жизни (при этом немаловажное значение имеет готовность выпускников к поступлению в престижный вуз). Педагоги обеспокоены действительным или кажущимся падением уровня образованности среди школьников и студентов. Наконец, взрослеющие дети ждут от школы помощи в выборе жизненного пути, создания условий для своей будущей успешной самореализации.

А что мы оцениваем, т.е. считаем приоритетным, на сегодняшний день? Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний, причем усвоения большей частью экстенсивного (выучил – воспроизвел). По такой же схеме проводиться конкурсный отбор в вузы. Десяти- или двенадцатибалльная система оценивания, по сути, ничего не меняет: приемные комиссии требуют от абитуриентов добротно заученных формулировок, фактов и алгоритмов решений. Таким образом, не замеряются такие важнейшие параметры, как социально полезная работа, научные и творческие достижения, лидерские качества и многое другое.

Кроме того, в 9-11 классах российских школ вводится предпрофильное и профильное обучение. Профильная старшая школа позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным (неформальным) содержанием. Оценки (даже традиционные) становятся неравнозначными; параллельно идет мониторинг профессионального выбора (с учетом личных качеств) и собирается портфолио, демонстрирующее динамику достижений. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать ее более гибкой и разноплановой, учитывать индивидуальные достижения в комплексе.

Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемой исключительно российского образования. Это актуально в той или иной степени для образовательных систем всех развитых и наиболее динамично развивающихся стран. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений учащихся. Вместе с тем любая новая модель предполагает четко структурированную систему критериев. Все это позволяет получить максимально развернутую картину достижений (как учебных, так и внеучебных) учащегося в каждый момент времени.

Система образования консервативна по определению, ведь она обеспечивает преемственность поколений и, в конечном счете, социальную стабильность. Большинство педагогов, работающих в настоящее время в российских школах, имеют стаж работы от 15 до 25 лет, так что период их профессионального становления пришелся еще на советскую эпоху.

На современном этапе развития образования меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:

приоритете письменной формы оценки знаний над устной;

суммировании результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке;

использовании многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;

использовании индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.

Пятибалльная (а фактически давно уже четырехбалльная) система отметок – основа основ отечественной образовательной системы еще со времен дореволюционных гимназий. Стоит отметить некоторые достоинства данной системы: отметки интуитивно понятны, просты в употреблении, удобны для конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.д. Неоднократно менялись названия отметок (например, "весьма удовлетворительно" теперь называется "отлично"), но сущность оставалась прежней. Но, как правило, отметка играет не стимулирующую, а только констатирующую роль. Нередко для учеников отметка превращается в самоцель, а для учителя становится призмой, сквозь которую он оценивает собственно личность ребенка. "Двоечник", "ударник", "отличник" – не просто характеристики учеников, а зачастую ярлыки, задающие полярные варианты жизненных сценариев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений. Задачи исследован ...

Уровни самостоятельной деятельности школьников
Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образц ...

Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления, при одновременном отвлечении от других. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, являетс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru