Социально-педагогические типы семей и их воспитательный потенциал

Педагогика сегодня » Типология семей и их воспитательный потенциал » Социально-педагогические типы семей и их воспитательный потенциал

Страница 2

Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся:

инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком, преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него объектов, прежде всего родителей;

подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта;

экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом;

идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них;

рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции.

Указанные механизмы действуют с различной степенью интенсивности в различные периоды жизни ребёнка в родительской семье. Вместе с тем, все эти механизмы объединяет то, что они реализуются в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей - в их общении и сотрудничестве в различных видах бытовой, игровой, познавательной, трудовой, культурно-досуговой и другой совместной деятельности, как в семье, так и за её пределами. Результатом этой деятельности выступает формирование определённого стиля взаимодействия, который определяет воспитательный эффект семьи в виде взаимного влияния родителей и детей друг на друга

Проводимые в начале 90-х годов реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности, повлекшим за собой и изменения ее воспитательного потенциала

Для большинства россиян ценность семьи и семейного образа жизни остается очень высокой (87%). Вместе с тем изменение социальных условий жизнедеятельности семьи привело к появлению негативных тенденций

Снижается интенсивность заключения браков и одновременно повышается уровень окончательного внебрачья. Повышается уровень разводимости. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. Происходит снижение интенсивности рождения

Как показали исследования для определенной части российских семей (не более 10%) социально-экономические реформы, насыщение рынка товаров и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, означают расширение их воспитательных возможностей, т.к. позволяют лучше удовлетворять многообразные потребности детей, расширять их образовательный кругозор, больше времени уделять общению с ними и другим семейным делам. Однако в семьях, не адаптировавшихся к изменившимся социальным и экономическим условиям, накапливается психологическая усталость, переходящая в депрессию, раздражение и агрессивность. Большинство семей испытывает на себе масштабное явление недостаточности ресурсов (духовных и материальных), необходимых для выживания, полно ценного развития и социализма детей.

Ведущим методом воспитания в семье, как известно, является метод подражания. Родители являются образцом для подражания, поэтому, чтобы предвидеть траекторию развития личности ребенка, важно учитывать личностные качества родителей. Качества личности родителей во многом определяют воспитательный потенциал семьи.

Негативные качества родителей снижают способность семьи как педагогической системы к самоорганизации, самостабилизации, синтезогенезу, повышают ее чувствительность к негативным явлениям общества или приводят к закрытости, что ограничивает доступ культуры, снижает уровень образованности и воспитанности членов семьи, вследствие чего возникают сложности с социальной адаптацией у самих родителей и их детей.

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Определение понятия "качество образования"
Определяя направление работы по реферату, сначала я решила точно выяснить определение понятий, которыми собираюсь оперировать. И особую значимость приобретают простые и мудрые слова основателя европейской науки Рене Декарта: "Определяйте значения слов - этим Вы избавите человечество от половин ...

Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие ...

О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова
Если рассматривать образование как один из социальных институтов, то он всегда существенно влиял на состояние Ойкумены и утверждение той или иной цивилизации, того или иного общественного, в том числе и государственного, устройства. Идея не нова. Она высказывалась и ранее социалистами-утопистами, р ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru