Сказка

Страница 2

Календарные праздники, в которых принимала участие крестьянская семья, играли важнейшую роль в передаче этнического идеала.

Наиболее значимой в крестьянской культуре являлась ценность семьи. Через традиции воспитания провозглашался идеал крепкой, дружной семьи, идеал женщины – хозяйственной, верной, скромной, доброй, идеал мужчины – рачительного, находчивого, защитника интересов семьи.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем заново, переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Именно здесь в нашем воспитании неоценимую помощь может оказать педагогический опыт, уже накопленный веками, сбереженный народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств. Речь идет о фольклоре.

Фольклор (народная мудрость) – это художественная педагогика. Это система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки и движения), причем не для избранных и наиболее одаренных, а для всех.

Спасительную и созидательную роль может сыграть в этом вопросе народная педагогика. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к природе, труду, добру и правде. Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни духовной жизни народа.

В современных условиях народная педагогика функционирует в различных формах и видах. Это традиционные формы труда и взаимной помощи, праздники народного календаря, произведения устного народного творчества, игры, игрушки и т.д. Изучение и освоение этнокультурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний, умений и навыков. Тогда образовательная система действительно станет выполнять свои прямые функции, передавать культурное наследие от поколения к поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать, что культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу культуры от поколения к поколению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями дополнительного образования и всей общностью в состоянии создать эффективную систему вхождения маленького человека в жизнь художественной народной культуры. Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами. Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, должна быть налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения – «погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация процесса, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие «эпохи», оказаться в атмосфере иной культуры, услышать голос «предков».

Культурология, имеющая как социальную, так и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в мире, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия и, которая решает беспрецедентную задачу поиска эффективной модели своего развития.

Приобщение человека к культуре в современных условиях должно строиться в первую очередь на освоении культурного наследия прошлого, обращенного к внутренней стороне личности, его духовности. Культура, выступая как ценностно-целевая установка в воспитании человека, предполагает обновление содержание всего вида образования.

Ведлозерская средняя общеобразовательная школа находится в старинном поселении – в глубинке Карелии. Ведлозеро – место проживания коренного населения края – карел. Вокруг озера было расположено много маленьких деревень. В центральном селе сохранились несколько мест с названиями – Янойсельгу, Погосту, Мельниччу, Руйсниеми, Ниеми – бывших деревень и хуторов. В пяти километрах от села находится музей под открытым небом – старинная карельская деревня Кинерма. Постепенно исчезли маленькие деревеньки вокруг озера, но люди помнят, откуда они родом. Нет-нет, да и услышишь: «Я родилась в Кибре», «Мина олен Руйсниемеспяй» («Я из Руйсниеми»). Помнят старожилы, как жили отцы и деды, матери и бабушки. Национальные традиции карел живы в семейных и сельских праздниках, когда столы ломятся от карельских блюд, а на праздник люди наряжаются в национальные костюмы. В последнее время, в связи с развитием этнотуризма, вновь привлекательными стали традиционная «карельская кухня», народные ремёсла и фольклор, генеалогические и краеведческие исследования, поездки «на деревню к дедушке». Молодые люди хотят играть свадьбы по карельским обычаям. Народная культура карел здесь выступает перед нами не только как факт истории, но и как целое явление, характеризующее облик, национальное своеобразие народа. Казалось бы, такая среда – сама по себе питательна и достаточна для формирования этнического самосознания у ведлозерских детей и молодежи. Кому и зачем нужны карельский язык и традиции? Однако жизнь, шагнувшая далеко вперёд, жестко, если не жестоко, обошлась с культурой карел. Карельский язык стал средством общения людей после среднего и более старшего поколения. Многие наши школьники воспринимают и изучают его как иностранный. Народные традиции и обряды известны поколению бабушек и малознакомы или не знакомы совсем самым юным односельчанам. Да и отношение, порой, к этим традициям у них, как к чему-то архаичному, уходящему. Существует, на наш взгляд, определенный «поколенческий разрыв» в передаче народных традиций от поколения к поколению, связанный с тем, что карельский язык не изучался в школе несколько десятилетий, говорение на нем не поощрялось родителями и учителями, а культура в течение почти полвека была «без национальности». Почему же дети должны знать «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? Педагоги ведлозерской школы, отвечая на данный вопрос, приводят следующие аргументы. Благодаря знанию истории и культуры своего народа: во-первых: у молодёжи возникает уважение к старшим, к их труду, появляется понимание их характеров и правильная оценка их достижений. Неоднозначность современного состояния карельского села, трудности жизни находят объяснение и могут подтолкнуть молодых к необходимым положительным преобразованиям. Ликвидируется «поколенческий разрыв»; во-вторых: формируется нравственная позиция по отношению к трудностям, к преодолению препятствий. Жизнь северного народа в суровом климате в постоянной борьбе за выживание – пример жизнеспособности каждого карела и этноса как целостности, образец трудолюбия, силы воли и оптимизма; в-третьих: многие привычки питания, образа жизни, времяпровождения, взаимоотношений с природой могут помочь в оздоровлении человека, его души и тела, решить экологические проблемы. Культура земледелия, лесопользования, охоты, рыболовства, быта карел отличается природосообразностью, экологичностью, гармонией отношений Человека и Природы; в-четвёртых: давние традиции привносят в жизнь современного человека элемент новизны, творчества, делают жизнь интересной и многогранной, подчёркивают индивидуальность, уникальность личности. Состоится самоидентификация со своим этносом – естественное стремление каждого человека; в-пятых: сохранится и разовьется самобытная национальная культура как элемент мировой культуры. Приобщение современных детей и молодежи к карельским традициям – последний шанс сохранить эту культуру живой, а не в качестве музейного экспоната. Важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса в Ведлозерской школе, наряду с приобщением ребенка к системе общечеловеческих ценностей, являются развитие его национального самосознания, формирование у него понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Такой характер обучения и воспитания обосновывается и требованиями родителей, а также современной политикой в отношении малых народностей, к которым относятся и карелы. Родители принимают участие в обсуждении вопросов изучения карельского языка, приобщения детей к богатствам национальной культуры. Большинство из них считает, что дети должны знать свой язык, традиции и обычаи. Как говорит Людмила Фёдоровна Маркианова, одна из лидеров общественного движения «Союз карельского народа»: «Мы должны говорить на карельском языке, быть его носителями, иначе язык исчезнет, а с ним и карельский народ».

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Технические приёмы, применяемые при игре в защите
Техника игры рассматривается как комплекс специальных приемов и способов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре, На каждом этапе развития она является средством ведения спортивной борьбы, дающим возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в различных игро ...

Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста
Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании. Половые ...

Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой, данные экспериментальных научных исследований. Решением данной ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru