Сказка

Страница 1

В Карелии бытуют поморская, пудожская, карельская, заонежская сказки. Сказка радует нас красотой слова, пышной фантазией, позволяет мечтать или примерять различные маски: благородного царевича, злого и могущественного Кощея, красавицы Елены, бедной Золушки и страшной бабы-яги. Кто ты такой? Каким хочешь быть? «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,- так говорит о себе сказка. В ней желаемое принимается за действительное, фантазия позволяет побеждать чудовищ, преодолевать пространство и время. Но сказка не только ложь, это и намек на жизнь, и сама жизнь, только в иных плоскостях. Здесь господствует не мир вещей, а мир идей, так необходимых человеку, особенно детям, для постижения реального мира. Сказка «действует на ребенка почти как реальность»,- замечает доктор психологических наук А.Г. Ковалев.

Карельские сказки, поморские сказки

Сказки сказывались, как вспоминают старые люди, в редкие часы досуга - в темное время вечерами, на рыбных промыслах или лесозаготовках. В ожидании, например, хода сельди на рыбацких становищах Поморья собирались рыбаки из разных деревень. И тогда не было конца сказкам и разным историям. Хороший сказочник ценился, как и хороший работник. Ведь сказка помогала коротать досуг, поддерживала доброе настроение. «Рассказывали и слушали сказки, не торопясь, обстоятельно и степенно. Престиж сказочника был высок, умение или тем более мастерство сказывать ценилось, сказки никогда здесь не считались пустячком, детской забавой, их знали и рассказывали самые степенные люди» - пишет известный советский фольклорист К.В. Чистов. Поэтому хороший сказочник получал и в рыбацкой, и в плотницкой, и в лесозаготовительной артелях пай наравне с работниками. «Если бы ты к нам пришел, Трофим Григорьевич, - просили рыбаки Рябинина, - мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы тебя все бы слушали», - писал П.Н. Рыбников об авторитете Е.Г. Рябинина как сказителя. Старый помор из деревни Шуерецкое вспоминает: «На море как соберутся в избушке, так чего только не наскажут. Вот как там сказки говорили, так ой, ой, ой . Батюшки! Какие страшные . Всю ночь проговорят! Большие-то сказки, так они хороши, я любил их слушать . Теперь-то никого не боимся, ни бога, ни черта». Рассказывали сказки и на посиделках. «Как осенями да зимами придут суседи да все кругом меня соберутся и слушают, а я им рассказываю»,- вспоминает сказительница из Колежмы А.Т. Сопунова. Сказки слушали даже на море, когда ехали под парусами. «Моя мама была гребцом, на веслах возила людей на Соловки, на богомолье туда ездили. Чего только не наскажут, пока едут таку долину»,- рассказывала А.И. Суслонова из Сумского Посада. Сказка не считалась пустячком еще и потому, что была добрым наставником в жизни. Она напоминала, что надо ценить такие человеческие качества, как почитание старших - отца с матерью в первую очередь, трудолюбие, честность, бескорыстную помощь, девическую честь, мужское благородство и силу, надежность. Она осуждала жадность, леность, предательство, неумение работать, обман и вероломство. Сказка была прекрасной формой выражения социального протеста народа против жестокой действительности - социального и экономического неравенства, несправедливости и жестокости властей. Здесь мы находим и активные бунтарские начала и утверждение человеческого достоинства социально обездоленного героя. Сказка наделяет представителей власти и самого царя самыми отрицательными характеристиками: они трусливы, вероломны, глупы, жестоки, не умеют работать. Сказка не только обличает, в ней живет идея справедливости, возмездия, мечта о демократическом обществе.

Не проходит сказка и мимо тех, кто именем бога защищает власть эксплуататоров. Ученые особо выделяют антипоповские сказки, в которых отношение к духовенству и религии выражается не только текстом, но и репликами исполнителей. В последнее время делаются попытки, даже в некоторых кругах интеллигенции, создать красивый миф о православной Руси, о религиозности русского народа. Сказка же характеризует народное мировоззрение как стихийно-материалистическое, антиклерикальное. Карельский фольклорист Е.М. Неёлов отмечает, что в сказке просто и ясно выражены основные положения народной философии и что только «по причине предельной простоты и ясности мы их не замечаем . А стоит на мгновение остановиться, вдуматься в знакомый с детства хрестоматийный текст, как в нем откроются глубины серьезного смысла. Например, в сказке о репке можно найти блестящую иллюстрацию к одному из основных законов диалектики - закону перехода количественных изменений в качественные. Сказка учит диалектически мыслить, считает Е.М. Неёлов, что очень важно для понимания специфики народного сознания. Стихийную диалектику фольклора Карелии отмечают и другие исследователи. Антиповская сатирическая традиция сказок Карелии - хорошо изучена. «Главной мишенью народной сатиры у обеих народов (русского и карельского.- В.Е.) является духовенство», - пишет исследовательница карельской сказки У.С. Конкка. Это же утверждает и А.П. Разумова - специалист по русской сказке: «Одурачивание попа,- замечает она,- иногда достигает особой остроты, работник не боится не только попа, но и божьего наказания». Сказка бичует пороки духовного сословия - жадность, стремление урвать с крестьянина как можно больше или заплатить как можно меньше работнику, показывает представителей духовного сословия безнравственными, по­хотливыми, пьяницами. Характерно, что народ любил такие сказки, слушал их с удовольствием.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на начальном этапе обучения грамоте
Анализ системы коррекционной работы по использованию игровых технологий на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с ОНР Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как о ...

Истории линогравюры в зарубежном изобразительном искусстве XVI-XVIII вв
Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей. В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отп ...

Художественное мышление и речь
Синтетический характер этой способности раскрывается, прежде всего, через связь её с двумя такими сферами психической деятельности, как художественное мышление и речь. В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира. Писатель создаёт с пом ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru