Былина

Образ воина - защитника отечества всегда был близок любому народу. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколебимого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвучными жестокой эпохе татарского нашествия и разорения земли русской. Народ ждал своего богатыря-освободителя.

Народ осознает диалектику движения вперед. Новый этап развития Руси - христианский более соразмерен и рационален, чем языческая эпоха. И былина признает победу христианства как более рациональной системы. Период язычества принимает в былине образ идола - Идолища, несоразмерного, уродливого. Былина отвергает эту несоразмерность как категорию, не находящую в жизни применения, бесполезную и вредную: так Идолище - «росту трех сажен», в плечах «коса сажень», голова, «как пивной котел», а «глазища будто чашищи». И ест он «хлеба черного - по печи», по ушату «пьет пива пьяного», по быку «он ест к выти варева». Вопрос об отношении былины к христианству имеет важное мировоззренческое значение. Былинный эпос возник на Руси задолго до принятия христианства. Этот факт уже сам по себе противоречит утверждению религиозной пропаганды о решающей роли православия в становлении русской культуры. Дохристианский слой легко обнаруживается в таких древних былинах, как «Святогор и тяга земная», «Сухман», «Волч Всеславьевич», «Иван Годинович», «Михайло ПОТЫК», «Садко» и др. Реалии первобытного общества здесь наиболее отчетливы: древняя магия, оборотничество, тотемические представления, единение человека с одухотворенной природой, простые и жестокие отношения родового общества. Былина «Садко» сохранила нам картины полнокровной жизни древнего Новгорода в дохристианскую эпоху, его обычаи, верования. Следы первобытных воззрений сохранили и другие былины в образе Соловья-разбойника - полузабытого персонажа славянской демонологии, Идолища поганого - чудовища, созданного в глубинах первобытного воображения человека, Змея Горыныча - мифологического чудовища крылатого и хоботатого. В. Г. Мирзоев характеризует былину «как древнейшую попытку народа оглянуться на свое прошлое. Оглянуться, значит уйти вперед и с новых позиций из настоящего увидеть и оценить прошлое. Развитие русского феодального общества, его государственности, принятие новой религии - все это былина оценивает как шаг вперед. Она радуется успехам Руси». В былине жадное стремление к познанию, ради него герои готовы на любые подвиги. Былина размышляет о жизни и смерти, о сущности бытия и цели человеческого существования.

Материалы о воспитании и обучении:

Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового. Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет ...

Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с патологией слуха
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семь ...

Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Цель экспериментальной работы - определить уровень развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МДОУ интегрированного вида № 147 "Улыбка" г. Чебоксары. В эксперименте участвовало 10 детей 5-6-летнего возраста. За ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru