Былина

Образ воина - защитника отечества всегда был близок любому народу. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколебимого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвучными жестокой эпохе татарского нашествия и разорения земли русской. Народ ждал своего богатыря-освободителя.

Народ осознает диалектику движения вперед. Новый этап развития Руси - христианский более соразмерен и рационален, чем языческая эпоха. И былина признает победу христианства как более рациональной системы. Период язычества принимает в былине образ идола - Идолища, несоразмерного, уродливого. Былина отвергает эту несоразмерность как категорию, не находящую в жизни применения, бесполезную и вредную: так Идолище - «росту трех сажен», в плечах «коса сажень», голова, «как пивной котел», а «глазища будто чашищи». И ест он «хлеба черного - по печи», по ушату «пьет пива пьяного», по быку «он ест к выти варева». Вопрос об отношении былины к христианству имеет важное мировоззренческое значение. Былинный эпос возник на Руси задолго до принятия христианства. Этот факт уже сам по себе противоречит утверждению религиозной пропаганды о решающей роли православия в становлении русской культуры. Дохристианский слой легко обнаруживается в таких древних былинах, как «Святогор и тяга земная», «Сухман», «Волч Всеславьевич», «Иван Годинович», «Михайло ПОТЫК», «Садко» и др. Реалии первобытного общества здесь наиболее отчетливы: древняя магия, оборотничество, тотемические представления, единение человека с одухотворенной природой, простые и жестокие отношения родового общества. Былина «Садко» сохранила нам картины полнокровной жизни древнего Новгорода в дохристианскую эпоху, его обычаи, верования. Следы первобытных воззрений сохранили и другие былины в образе Соловья-разбойника - полузабытого персонажа славянской демонологии, Идолища поганого - чудовища, созданного в глубинах первобытного воображения человека, Змея Горыныча - мифологического чудовища крылатого и хоботатого. В. Г. Мирзоев характеризует былину «как древнейшую попытку народа оглянуться на свое прошлое. Оглянуться, значит уйти вперед и с новых позиций из настоящего увидеть и оценить прошлое. Развитие русского феодального общества, его государственности, принятие новой религии - все это былина оценивает как шаг вперед. Она радуется успехам Руси». В былине жадное стремление к познанию, ради него герои готовы на любые подвиги. Былина размышляет о жизни и смерти, о сущности бытия и цели человеческого существования.

Материалы о воспитании и обучении:

Изучение восприятия
Тест: «Что не дорисовано?» Оценка целостности восприятия. Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано). Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность ...

Неполная семья, как объект социальной работы
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как со ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru