Былина

Образ воина - защитника отечества всегда был близок любому народу. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколебимого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвучными жестокой эпохе татарского нашествия и разорения земли русской. Народ ждал своего богатыря-освободителя.

Народ осознает диалектику движения вперед. Новый этап развития Руси - христианский более соразмерен и рационален, чем языческая эпоха. И былина признает победу христианства как более рациональной системы. Период язычества принимает в былине образ идола - Идолища, несоразмерного, уродливого. Былина отвергает эту несоразмерность как категорию, не находящую в жизни применения, бесполезную и вредную: так Идолище - «росту трех сажен», в плечах «коса сажень», голова, «как пивной котел», а «глазища будто чашищи». И ест он «хлеба черного - по печи», по ушату «пьет пива пьяного», по быку «он ест к выти варева». Вопрос об отношении былины к христианству имеет важное мировоззренческое значение. Былинный эпос возник на Руси задолго до принятия христианства. Этот факт уже сам по себе противоречит утверждению религиозной пропаганды о решающей роли православия в становлении русской культуры. Дохристианский слой легко обнаруживается в таких древних былинах, как «Святогор и тяга земная», «Сухман», «Волч Всеславьевич», «Иван Годинович», «Михайло ПОТЫК», «Садко» и др. Реалии первобытного общества здесь наиболее отчетливы: древняя магия, оборотничество, тотемические представления, единение человека с одухотворенной природой, простые и жестокие отношения родового общества. Былина «Садко» сохранила нам картины полнокровной жизни древнего Новгорода в дохристианскую эпоху, его обычаи, верования. Следы первобытных воззрений сохранили и другие былины в образе Соловья-разбойника - полузабытого персонажа славянской демонологии, Идолища поганого - чудовища, созданного в глубинах первобытного воображения человека, Змея Горыныча - мифологического чудовища крылатого и хоботатого. В. Г. Мирзоев характеризует былину «как древнейшую попытку народа оглянуться на свое прошлое. Оглянуться, значит уйти вперед и с новых позиций из настоящего увидеть и оценить прошлое. Развитие русского феодального общества, его государственности, принятие новой религии - все это былина оценивает как шаг вперед. Она радуется успехам Руси». В былине жадное стремление к познанию, ради него герои готовы на любые подвиги. Былина размышляет о жизни и смерти, о сущности бытия и цели человеческого существования.

Материалы о воспитании и обучении:

Сенсорная база детей с нарушенным слухом
Восприятие фонетических элементов речи (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина)– фонем, словесного ударения, интонации – составляет сенсорную базу (чувственную основу), обеспечивающую возможность понимать обращенное устное слово. Усвоить произносительные навыки и контролировать правильность собственного произношен ...

Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и харак ...

Роль сравнения в развивающем обучении
Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стор ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru