Общие вопросы контроля в подготовке волейболистов

Страница 2

В практике волейбола такой контроль предполагает три вида оценки технической подготовленности: оценка самой спортивной техники: определение результата, достигнутого благодаря использованию данной техники: оценка эффективности применения техники в конкретной игровой ситуации. В настоящее время используют следующие формы педагогического контроля:

1. Проверка правильности выполнения технических приёмов и оценка их по заранее установленным критериям с помощью шкалы баллов. Так контролируют подготовку занимающихся в секциях коллективов физической культуры, в школах, младших группах ДЮСШ. В командах высшей квалификации это осуществляют с помощью кинографии, с помощью биомеханического анализа, применения видеозаписей и т.д.

2. Проверка уровня технической подготовленности с помощью контрольных нормативов и упражнений, в которых регистрируются результаты технических приемов. Эти нормативы можно использовать на различных этапах тренировки. Как правило, такие нормативы устанавливаются для технических приемов, которые отражают уровень современного развития волейбола.

3. Регистрация результата, достигнутого при нападении или защите с помощью определенных технических приемов при соответствующих действиях соперника. Для этого используют специальные записи, позволяющие судить об эффективности применения техники и, таким образом, о технической подготовленности игрока и команды в целом. В процессе занятий рекомендуется осуществлять контроль систематически по этапам, периодам и циклам тренировки. Наиболее целесообразной формой является контроль технической подготовленности игроков в условиях соревнований.

Анализировать эффективность и надежность выступления волейболиста на соревнованиях довольно сложно по сравнению с другими видами спорта, где результат имеет конкретно измеряемые показатели (время, расстояние, вес). Вместе с тем уже давно в спортивных играх (в частности, в волейболе) стали применять различные формы регистрации действий спортсменов. Как правило, такая регистрация осуществляется с помощью фиксации количества ошибок и удачно выполненных технико-тактических действий.

Представляется, что определение, технической подготовленности игроков по результатам их действий в соревновательных и тренировочных играх наиболее информативно. Поэтому столь многочисленны рекомендации для показателей такого контроля, а также предложения об их использовании для планирования в тренировочном процессе.

Значительное распространение в практике спортивных игр вообще и волейбола, в частности, получило обследование соревновательной деятельности. В настоящее время контроль технической подготовленности волейболистов в играх осуществляется по двум направлениям:

1) регистрация объема, эффективности и рациональности технико-тактических действий волейболистов в играх;

2)определение "физиологической" нагрузки игры. Оба этих направления взаимосвязаны друг с другом, и по результатам контроля подбираются тренировочные средства, сопряжено воздействующие на все стороны подготовленности игроков.

Контроль соревновательной деятельности осуществляется тремя способами:

1) с помощью экспертизы, проводимой тренерами команды. В результате появляется возможность получить обобщенную качественную оценку игровых действий команды и отдельных волейболистов;

2) в процессе регистрами игры на видеомагнитофон. Обработка видеозаписи (монтаж пленки с выделением узловых моментов игры, систематизация достоинств и недостатков и т.п.) дополняет экспертную оценку тренера;

3) с помощью специального кода на магнитофонной ленте записываются выполненные технические приемы и тактические действия с последующим анализом их численных значений (в том числе и на ЭВМ). Последний способ подучил широкое распространение во всех спортивных играх: "стенограмма матча" позволяет рассчитать основные показатели технико-тактического мастерства: объем, разносторонность и эффективность игровых действий, как отдельных игроков, так и команда в целом. Регистрация на магнитную ленту игровых действий должна быть метрологически обоснованной. Представляется, что в этом случае решению подлежат следующие два вопроса:

1) какие игровые действия необходимо регистрировать (проблема выбора информативных показателей игровой деятельности).

2) как унифицировать систему регистрации.

В настоящее время количество регистрируемых разными специалистами показателей технико-тактического мастерства волейболистов различаете довольно сильно: от 5-7 до нескольких десятков. Например, М.Е. Амалин предлагает контролировать в играх 12 показателей нападения, 6 подач, 5 приемов подач, 12 блокирований, 8 защитных действий (всего 43 показателя). Такая обширная информация полезна для углубленного понимания структуры игры, формулирования ее закономерностей, глубокого и разностороннего контроля над действиями каждого волейболиста в матчах. Однако для оперативного контроля (в случае, когда необходима срочная информация) такой способ регистрации игровых действий не всегда целесообразен, связано это с тем, что выбор оптимальной стратегии тренировки проводится по результатам сопоставления показателей соревновательной деятельности, технической подготовленности и состояния спортсмена и нагрузок. Если таких показателей оказывается слишком много (в данном случае 43, которые отражают структуру соревновательной деятельности, физическое и психическое состояние и 10-20 показателей нагрузки), то их совместный анализ даже с использованием ЭВМ может оказаться малоэффективным. Чтобы избежать этого, необходимо использовать не все возможные показатели, а только самые информативные из них. В этом случае тренеру будет легко регистрировать их в ходе матча, а после него, сопоставлять с другими показателями (двигательных и волевых качеств, нагрузки и т.п.). Представляется, что одним из приемлемых вариантов может быть систематическая регистрация в каждом матче следующих технико-тактических действий: нападающих ударов, подач, приемов подач, блокирования и игры в защите.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Методика по развитию и формированию сравнения у младших школьников в процессе изучения математики
Сравнение предполагает умение учащихся выполнять следующие действия: выделение свойств у объектов (понятий, отношений); установление общих существенных свойств; выделение основания для сравнения (одного из существенных свойств); сопоставление объектов (понятий, отношений) по данному основанию. Форм ...

Внеклассная работа по химии
Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Для этого потребовалось решить ряд задач: изучить педагогиче ...

Психологические особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками
Поскольку мы предполагаем, работать с литературным произведением, считаем необходимым рассмотреть психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками и уровни восприятия художественного произведения. В психологической литературе существуют разные подходы к опред ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru