Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 6

О познавательных способностях человека говорилось ещё в древности. В древнем народном творчестве таджикского народа отражено всемогущество человека, его разум и способности. Народ по своей природе оптимист. Он верит в могущественную силу человеческого разума, его способностям. В представление народа человек сильнее всех существ на земле. Даже царь зверей – лев и страшное чудовище – дракон бессильны перед человеком и силой его разума и способностей.

В решении проблем формирования и развития познавательной способности важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Носира Хусрава, Хафиза и Саади, Камола Худжанди и Абдурах-мана Джами, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и другие, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.

По мнению древнейшего таджикского педагога Унсурулмаоли Кайковуса (в книге «Кабуснамэ»), люди по своим познавательным способностям различны: природноодарённые люди, обладающие природным разумом, по своим способностям и разумности отличаются от других, обычных людей. Хотя каждый не может обладать природным разумом, но каждый, по утверждению автора, может приобретать разум (познание) при помощи обучения. И знай, что разум бывает двух видов: один - разум природный, а другой – благоприобретённый.

С точки зрения Абуабдуллох Рудаки в формировании и развитии личности и способности человека ведущую роль играет жизненная среда. Она является источником знаний. Поэт и восклицает :

Иди! Приобрети долю опыта жизни,

Ибо пригодится в борьбе с препятствиями.

Из всех мыслей А. Рудаки о роли среды в воспитании человека, формировании его личности вытекает логический вывод о том, что познавательные способности и нравственные качества человека являются не наследственными, а приобретёнными:

Не получает сын в наследство,

Талант и знания отца.

Принципиально важной характеристикой развития познавательных способностей является тот факт, что развитие действий наглядного моделирования не просто ведет к повышению успешности решения интеллектуальных задач у школьника, но и способствует переструиктированию других психических функций, делая их произвольными и осознанными.

Все эти педагогические характеристики наличия познавательных способностей прямо связанны с формированием способов самостоятельного добывания знаний, которое ставится как одна из центральных задач современной школы. В этом направлении можно мотивировать учеников в учебно - познавательном процессе:

- интерес к современному содержанию школьных программ и связанная с этим престижность овладения научными знаниями;

- интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности путём интерактивных подходов, которые широко предусмотрены в современной структуре урока и считаются как дидактические требования к учебно – познавательному процессу;

-возможность самоутверждения, реализации потребности во взрослости, в творческой, поисковой деятельности на уроке и во внеурочных формах работы и т.д.

Стимуляцию познавательных способностей учащихся при помощи содержания учебного материала обеспечивают: новизна содержания учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, историзм, современные достижения науки, практическая значимость содержания знаний. Многообразие форм самостоятельной работы, овладении новыми способами деятельности, проблемность с элементами исследования, творческие работы, практические работы и т.д. тоже способствуют стимуляцию познавательных способностей учащихся.

Активизацию познавательных способностей в зависимости от отношений между участниками в учебно - познавательном процессе вызывают: «создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся, эмоциональность самого учителя, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности учителя и учащихся (встречный процесс), соревнование, поощрение». Эти характеристики учебного процесса стимулируют формирование и развитие познавательной способности старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности дошкольников с речевыми нарушениями
Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом ме ...

Научить метанию малого мяча со «скрестного» шага
В технике движений метателей существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук. Техника метания малого мяча такая же как и в технике метания гранаты (копья), отличается лишь способом держания снарядов. Метание мяча делится на ф ...

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru