Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 5

Задатки - это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это отнюдь не всегда являются гарантиями того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Развитие каждой из способностей обусловлено специальными задатками и требует формирования адекватных функциональных систем, что должно быть осмыслено в теории, и учтено практикой. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у некоторых людей способности быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.

Относительно этого вопроса существуют и другие мнения. По Б. М. Теплову, задатки - это те качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это отнюдь вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Тем не менее он критически выступал против признания врожденности способностей и написал: «врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». Эту точку зрения придерживаются Л.А.Венгер и В.С. Мухин, они поддерживали подход о том, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Говоря о врожденных способностях нельзя забыть об идеи «менделизма», связанным с именами Менделя, Вейсмага и Моргана. Они являются сторонниками идеи развития способности как наследственную передачу из поколения в поколение и притом неизменного генного снаряжения организма.

Значительные трудности в определении понятий «способности» и «одаренность» связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто «способности», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные дары человека. Так в толковом словаре В. Даля слова «способный» определяется, как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный.

В советской период в психологии исследованием Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способность», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешной деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешному выполнению той или иной деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально - психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. У каждого человека есть задатки, дарование, талант к определённому виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направив затем в жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребёнок достигал, образно говоря, своего потолка. Вообще, под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Основой всех видов способности является познавательная способность, потому, что в процессе развития познавательной способности развиваются и другие виды способности. Познавательная способность – это способность познания окружающего мира, направленность, которая обращена к области познания. Познание является психической категорией, которая определяет уровень отражения окружающего мира. Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов познавательной деятельности. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти. В «Педагогической энциклопедии» дано следующие определение данного слова. Познания – это процесс отражения человеком действительности. Познание направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму познания - самопознание. Начальным моментом познания является ощущение, всегда включённое в восприятие, представляющее собой отражение предметов и явлений в целом, во всем многообразии их свойств. В процессе познания важную роль играет познавательный интерес и познавательная способность. Но познавательная способность является лишь отражением познавательного интереса. Познавательный интерес может приобрести характер склонности. Понятие «склонности» сопредельно не только с понятием «интереса», но и с понятием «способности». Склонность заниматься определённой деятельностью есть важнейший стимул развития способности человека. Г. И. Щукина в книге «Проблема познавательного интереса в педагогике» пишет, что, под эстетическим и художественным интересом человек часто посещает театр, становится активным зрителем, но он не имеет способности играть на сцене. В данном случае интерес и способность в этой области у большинства людей не совпадают. Такая же аналогия может быть проведена и по отношению к познавательным способностям. Познавательная способность направлена на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах и отражается в познавательных интересах. Познание всегда выступает как действенный, активный процесс направленный на решение каких –либо познавательных задач. Источником и критерием его истинности является практика и практическая деятельность человека. В процессе практики и практическая деятельность школьника формируется и развивается их познавательная способность. Она связана с целенаправленным действием школьников любого возраста, формируется и развивается в учебно – познавательной деятельности. Учебно – познавательная деятельность – это процесс систематического усвоения знаний, умений, навыков со стороны учащихся под руководством учителей. Познавательная деятельность учащихся зависит от характера изучаемого материала, его новизны и оригинальности, уровня развития познавательных способностей школьников. Она тесно связана с формированием жизненного опыта школьника. Во всем многообразии источников его развития познавательная деятельность в обучении играет важнейшую роль. Это связано с ее целенаправленным и организованным характером, а также ориентированностью на овладение сложившейся системой научного знания. Следовательно, жизненный опыт учащегося будет тем богаче, чем более высокий уровень познавательной деятельности ему доступен. Из этого следует, что для достижения высокого творческого уровня познавательной деятельности учащимся необходимо не только осмысленное овладение знаниями, но и освоение методов познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Методы решения задач по физике
Курс рассчитан на учащихся 10–11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса: · развитие интереса к физике и решению физических задач; · совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; · фор ...

Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений. Задачи исследован ...

Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru