Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 4

Субъект деятельности всегда связан с усвоением общественно выработанных способов деятельности.

Рассматривая вопросы формирования и развития способностей, С.Л. Рубинштейн указывал на то, что когда человек приступает к определённому виду деятельности или начинает готовиться к ней, происходит отбор или подбор тех психических деятельностей, которых объективно требует данный вид деятельности.

Данный подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях по дифференциальной психологии и прежде всего в работах Э. А. Голубевой, Е.А.Климова, В. С. Мерлина Х. Буйдакова и других учёных.

Второй подход, связанный с рассмотрением способностей, в первую очередь. как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях

Например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков. Есть также музыкальные, художественно - изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей.

Многие ученые мира эмпирическим подходом коснулись проблему способностей. Основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей является Ф. Гальтон. Он предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное - в его роботах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые и по сей день решаются исследователями.

Он пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора- наследственность и среда – влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил использовать методику сравнения испытуемых - близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы).

Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.

Изоморфизм способности и деятельности, сводящийся к простой формуле: способностей столько же, столько и видов деятельности,- есть первичное и наивное решения вопроса. Другие варианты, в первую очередь, представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более научно обоснованными.

В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями. В частности, А. А. Бодалев считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов его деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

Общими называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность. Специальные - это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.

Различая специальные и общие способности, Д.Н. Завалишина связывает общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными видами деятельности. По её мнению, способности констирируются не по видам психических функциональных систем, а по видам деятельности.

По мнению большинства учёных существуют три вида способности: общие, (обеспечивающие относительную лёгкость и продуктивность работы); специальные (строго специализированные); и практические (организаторские). Кроме этого существует понятие «задатки», которые также играют существенную роль в развитие познавательной способности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогический процесс: понятие, этапы
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – "это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач". И.П. Подласый считает, что педагогическим процессом называется "развивающееся взаимодействие воспи ...

Значение игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. Некоторые исследователи счи ...

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru