Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 3

Постольку поскольку способность является психологическим феноменом, многие ученые прошлого определили способность как высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в педагого – психологической науке в XVIII- XIX веках.

Некоторые учёные склонны к тому, что способности человека не даны ему, а представлены в виде предметов которыми он должен овладеть. Способность – это такие индивидуальные отличия личностей, которые не сводятся к навыками, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Одна из теорий способностей, которую мы рассмотрели в нашей работе, принадлежит Б. М. Теплову. Он в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает проблемы способности, прежде всего, как индивидуально – психологические различия между людьми. Продолжая определить понятие способности, Р.С. Теплов говорит, что «способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике». Это определение в настоящее время, хотя является наиболее распространенным, тем не менее, считается наиболее узким из всех указанных. Эту же мысль подчеркивает и В.А. Крутецкиий, который пишет: «Способность – это всегда способности к определённому роду деятельности, они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Поэтому они и выявлены, может быть, лишь на основе конкретной деятельности человека».

По своему психологическому механизму способности вообще не только сенсорные, но и интеллектуальные, являются ориентировочными действиями. Они формируются и проявляются в деятельности. Специфические особенности деятельности определяют особенности способностей и приводят к формированию специальных способностей. Уровень развития способностей определяет степень успешной деятельности.

Но в психологии целесообразно рассматривать не любые способности, а способности человека; внутри этого объёма способностей находятся и психические. Под психическими способностями понимается свойство особых образов организованной материи (головного мозга нервной системы) реализующей функцию отражения объективно – существующего мира. Это способность ощущать, мыслить, чувствовать и т.д.

Способность как категория психики используется для определения индивидуально – психических особенностей, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешной деятельности. Способность как свойство функциональных систем даёт возможность определить место способностей в структуре психики. Для этого способность рассматривается в трёх аспектах: как свойство, высокоорганизованной материи мозга; отражает объективный мир как субъективный образ объективного мира; и как переживания. Сравнивая определение психики и способностей, учёные считают, что способность тоже реализует функцию отражения.

Способность к труду – это совокупность физических и духовных способностей которыми обладает организм, живая личность человека. Поскольку трудом школьника является учеба и полученные знания являются результатом его труда, его познавательная способность определяется совокупностью физического и духовного потенциала.

Некоторые исследователи под способностями понимают обобщённые знания и умения. Например, П.Я. Гальперин утверждает, что «обучаемый способен все действия выполнить в уме без опоры на внешние материальные или речевые ориентиры». А точка зрения В. А. Крутецкого сводится к тому, что следует различать эти понятия, подчёркивая одновременно их тесную связь и взаимовлияние друг на друга. Ю.А Смирнов же считает, что способность как индивидуальные психические особенности личности, является непременным условием наиболее успешного выполнения его деятельности . Способность есть функция активного отношения к тому или иному виду деятельности.

Мнения учёных, определяющих способностью объединяет мысль о том, что способность может выражаться в быстроте усвоения и правильности применения соответствующих знаний, умений и навыков. Они склоняются к тому, что виды способностей проявляются и развиваются только в той деятельности, которая требует именно этих способностей. т.е. познавательной способностью надо оценивать познавательную деятельность, а знания, умения и навыки лишь тогда формируют познавательную способность, когда они становятся инструментом творческой деятельности и включаются в её процедуру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Упражнения для совершенствования тактики блокирования
Для тактически грамотных действий при блокировании игрок должен знать свои функции (основной или вспомогательный блокирующий), принцип постановки блока в команде (зонный или ловящий), тактику игры команды в защите и свои действия. Перед выполнением блокирования игрок должен определить потенциальные ...

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А.А. Гатцука). Однако ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru