Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 1

Проблема познавательной способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней.

В педагогической практике, наблюдая за деятельностью школьников в учебно – познавательном процессе и сопоставляя их учебные достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что они заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Развитие способностей у школьников совершается в процессе обучения и воспитания. Как и другие способности познавательная способность школьника формируется посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Ряд работ посвящен изучению истории исследования познавательной активности школьников младшего возраста, написаны, в том числе Л. И. Божовичем, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяковым, М. Лутфуллоевым, Ф. Шариповым и некоторыми другими учеными.

В школьной педагогике изучены различные формы познавательной активности, в том числе любознательность отражена в трудах Д. Н. Годовикова, К. М. Рамонова, А. И. Сорокина и др., познавательным интересом учащихся посвящаются работы Г. И. Щукина, Л. Ф. Захаревич, П. Г. Сирбиладзе, Т. А. Куликова, Т.А. Шукурова, М. Шайхова и другие. Они считают, что самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию.

В активе педагогов и психологов существуют такие разработки о способностей, как работы Б. Хайруллоева, Б. М.Теплова о музыкальных способностях, работы Е. И. Игнатева и В. И. Пересенко об изобразительных способностях, работа В. П. Ягунковой о литературных способностях, труды В. А. Крутецкого о математических способностях, работа Л. И. Уманского об ораторских способностях, исследования Ф. Н. Гонабалина и Н. В. Кузминой о педагогических способностях, труды А. Ф. Эсаулова о способностях к изобретательской деятельности, исследование М. Г. Давлетшин о технических способностях и другие. В этих работах учёные рассмотрели способность как специальное психическое качество человека. Их идею объединяет тот факт, что эти признаки являются средством познания окружающего мира.

Из таджикских учёных - историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии академика Ф.П. Репа, Обидова И.О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р., Арипова М., Хамидова Р.Я., Авзалова Х.С., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., а также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Роль формирования познавательных способностей школьников на современном этапе развития в новых социально – экономических условиях возросла в связи с принятием в республике национальных концепции образования и воспитания. Данная тема также не могла оставить и отечественных учёных – педагогов равнодушно. В своих работах М. Лутфуллоев, Ф. Шарипов, Т. Шукуров, Х. Буйдаков, Т. Зиёев, Шайхов М. и другие коснулись отдельной части данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели познавательную активность и деятельность школьников разного возраста в учебно – познавательном процессе.

Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников
Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также ...

Структурные компоненты педагогической системы
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структу ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru