Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке

Страница 1

Проблема познавательной способности учащихся является одной из важнейших направлений теории и практики педагогической науки и не только этой науки. Она издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов, начиная от Сократа и до наших дней.

В педагогической практике, наблюдая за деятельностью школьников в учебно – познавательном процессе и сопоставляя их учебные достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что они заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Развитие способностей у школьников совершается в процессе обучения и воспитания. Как и другие способности познавательная способность школьника формируется посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

Ряд работ посвящен изучению истории исследования познавательной активности школьников младшего возраста, написаны, в том числе Л. И. Божовичем, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяковым, М. Лутфуллоевым, Ф. Шариповым и некоторыми другими учеными.

В школьной педагогике изучены различные формы познавательной активности, в том числе любознательность отражена в трудах Д. Н. Годовикова, К. М. Рамонова, А. И. Сорокина и др., познавательным интересом учащихся посвящаются работы Г. И. Щукина, Л. Ф. Захаревич, П. Г. Сирбиладзе, Т. А. Куликова, Т.А. Шукурова, М. Шайхова и другие. Они считают, что самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию.

В активе педагогов и психологов существуют такие разработки о способностей, как работы Б. Хайруллоева, Б. М.Теплова о музыкальных способностях, работы Е. И. Игнатева и В. И. Пересенко об изобразительных способностях, работа В. П. Ягунковой о литературных способностях, труды В. А. Крутецкого о математических способностях, работа Л. И. Уманского об ораторских способностях, исследования Ф. Н. Гонабалина и Н. В. Кузминой о педагогических способностях, труды А. Ф. Эсаулова о способностях к изобретательской деятельности, исследование М. Г. Давлетшин о технических способностях и другие. В этих работах учёные рассмотрели способность как специальное психическое качество человека. Их идею объединяет тот факт, что эти признаки являются средством познания окружающего мира.

Из таджикских учёных - историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии академика Ф.П. Репа, Обидова И.О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р., Арипова М., Хамидова Р.Я., Авзалова Х.С., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., а также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Роль формирования познавательных способностей школьников на современном этапе развития в новых социально – экономических условиях возросла в связи с принятием в республике национальных концепции образования и воспитания. Данная тема также не могла оставить и отечественных учёных – педагогов равнодушно. В своих работах М. Лутфуллоев, Ф. Шарипов, Т. Шукуров, Х. Буйдаков, Т. Зиёев, Шайхов М. и другие коснулись отдельной части данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели познавательную активность и деятельность школьников разного возраста в учебно – познавательном процессе.

Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточнить свои знания в самостоятельном поиске, ответов на интересующие вопросы; проявлении творческого подхода, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Теория и классификация игр
Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого су­ществования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ ...

Методы решения задач по физике
Курс рассчитан на учащихся 10–11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса: · развитие интереса к физике и решению физических задач; · совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; · фор ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru