Состояние индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома

Педагогика сегодня » Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома » Состояние индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома

Страница 1

В процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса.

Е.Д. Худенко дает следующее определение: "Диагностика - это специфический вид педагогической деятельности, с помощью которой можно определить актуальный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, те изменения, которые в нем происходят, выстроить перспективы "зоны ближайшего развития", в случае необходимости провести коррекцию его сознания и поведения, создать основу для целенаправленного, обдуманного управления развитием ребенка с учетом происходящих в нем внутренних процессов, предотвратить возможные трудности, составить точное представление о детских проблемах и невысказанных вопросах.

В процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости педагогическая диагностика выполняет и специфические функции. Объективная информация о воспитанниках дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы, согласовать все элементы и звенья воспитательного процесса. В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным "трудновоспитуемым", выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. Педагогическая диагностика способствует созданию единых педагогических требований к ребенку.

В нашем исследовании мы использовали следующие диагностические методики:

методика программированного наблюдения (карта Стотта) - для определения специфики и степени адаптированности - дезадаптированности;

шкала "Я-концепция", методика "Какой я?" - для выявления адекватности самооценки;

метод мотивационной индукции; методика "Цветик-семицветик" - выявление мотивации;

шкала явной тревожности для детей; опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей;

социометрия - определение характера взаимоотношений.

Также применялись следующие методы:

беседы с педагогами и детьми;

педагогическое наблюдение;

анализ результатов деятельности воспитанников;

изучение документации (личные дела, дневники наблюдений);

опрос.

Использование различных методов и методик позволило сравнить полученные результаты, а также повысить уровень достоверности информации и выводов. Методики подбирались в соответствии с возрастом. Например, методики на выявление адекватности самооценки:

шкала "Я-концепция" (для подростков);

методика "Какой я?" (для младших школьников).

I) Этап диагностики мы начали с проведения методики программированного наблюдения (карты Стотта). "Карта наблюдений" - методика, предложенная английским исследователем Д. Стоттом, для определения специфики и степени адаптированноси - дезадаптированности ребенка в условиях обучения и воспитания в школе и интернате.

При создании Карты автор поставил перед собой задачу отойти от традиционного принципа деления детей на разные типы "трудных". Он счел значительно более продуктивным объединить формы поведения в относительно небольшое число групп - синдромы. "Карта наблюдения" заполняется педагогом, воспитателем, психологом - человеком, хорошо знающим ребенка и имеющим возможность наблюдать его поведение в разных ситуациях.

В нашем случае была организована совместная работа воспитателей и психолога по заполнению "Карты наблюдений". Это позволило более объективно охарактеризовать поведение детей.

Анализ полученных данных отражен в таблице №1.

Таблица 1

Симптомокомплекс

ФИ

Балл

Процент

Враждебность по отношению к взрослым (ВВ)

АН

ГЕ РМ КС ТК ЖН ЖК

36

28

27

21

20

16

15

95%

74%

71%

55%

53%

42%

40%

Тревожность по отношению к взрослым (ТВ)

ПД ГЛ

21

10

100%

48%

Враждебность к детям (ВД)

ПВ АЕ ША

15

15

10

100%

100%

67%

Ассоциальность, недостаток социальной нормативности (А)

КСем

20

90%

Ослабленность (астенизация) (О)

ВД

8

26%

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Теория и классификация игр
Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого су­ществования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ ...

Организация театральных игр в дошкольном учреждении
Дано понятие и выявлена сущность «игры». Рассмотрены психологические особенности развития дошкольников в игре. Выявлены основные группы театральных игр В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственног ...

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин «К вопросу о бессмертии» Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информация. Джон А ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru