Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома

Педагогика сегодня » Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома » Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома

Страница 6

Если же избрать за основу идею максимального развития субъектности школьника, тогда другой ряд воздействий должен осваивать педагог:

"просьба" (взамен "решения");

"доверительная беседа" (взамен "допроса");

"акцент на достоинствах" (взамен "критики");

"эмпатия" (взамен "ярлыка");

"проекция результата" (взамен "угрозы");

"стать на позицию воспитанника" (взамен "нравоучения");

"возложение полномочий" (взамен "гиперопеки");

"акцент на результате деятельности" (взамен "акцента на личном успехе").

В воздействии педагога, если он занимает гуманистическую позицию, преобладает позитивная направленность, которая позволяет субъекту расширить сферу своей деятельности, обозначить программу самостоятельных действий.

Практика накопила множество "мягких способов корректирования поведения". Они называются "мягкими", потому что не травмируют душу ребенка, но скрыто оснащают его силами для исправления поведения.

Н.Е. Щуркова выделяет следующие методики:

1. "Предваряющее описание необходимых действий". Прежде чем педагог предложит детям приступить к работе (или совершить поступок), он как бы для самого себя перечисляет то, что они сейчас вместе с детьми сделают.

2. "Аналогия" - предъявление картинки жизненной ситуации в вербальной, визуальной форме либо в ролевых действиях как аналогия случившегося в жизни "здесь и сейчас". Обобщение и сопоставление - мыслительные операции, которые инициирует педагог, возбуждая активность действий.

3. "Договор" - провозглашение обязательного двустороннего исполнения каждым субъектом возлагаемых на него обязанностей, которые следует исполнять неукоснительно во имя общего дела. Договор играет суппортивную роль - он поддерживает ребенка, помогая ему выполнять необходимое.

4. "Художественный образ поведения" - предоставление детям пленительного эпизода жизни и определенного поведения человека в подобной происшедшему ситуации, что может послужить эталоном, инструкцией, рекомендацией для детей, которым приходится решать данную поведенческую проблему.

5. "Апелляция к прошлому" - педагог рассказывает детям, какими они выглядели и как себя вели в прошлом, подчеркивая, что сегодняшнее настоящее свидетельствует о больших достижениях детей.

6. "Акцент на детали" - перестановка внимания с основной проблемы, вставшей перед ребенком, на деталь ее решения в том случае, когда ему кажется, что он не способен исполнить необходимое.

7. "Анкета или опросник" - педагог предлагает воспитаннику задуматься о самом себе. Вопрос вынуждает к ответу, а ответ требует раздумий, а раздумья о себе и своей жизни весьма интересуют подростка, потому что осознание своего "Я" - острейшая потребность этого возраста.

8. "Апелляция к общественному мнению" (подобная "Кругу" у А.С. Макаренко, "Суду совести" - у Я. Корчака), когда педагог и ученик добровольно рассказали о своем конфликте ученикам в ожидании от них помощи, признав свое бессилие в разрешении конфликта.

9. "Оправдательное объяснение поведения" - нахождение достойного объяснения поведению детей путем найденного дефицита личностного качества, столь необходимого для текущей ситуации. Красота метафорической речи пленяет, а мысль педагога запоминается надолго детям.

10. "Операция "Я - сообщение" - педагог сообщает о своем самочувствии, состоянии или мыслях в ответ на факт как некое явление жизни позитивного или негативного плана (н-р, "Я всегда радуюсь, когда люди дарят цветы друг другу"; "Мне всегда больно видеть, как сильный обижает слабого").

Во взаимодействии с детьми всегда сохраняется приоритет педагога в знаниях, умениях, опыте, ценностных отношениях. Разрыв между незнаниями ребенка и знаниями педагога, неопытностью ребенка и опытом педагога порождает соблазн педагога все сделать самому: проще, быстрее, качественнее, без риска и затраты энергии. Этот профессиональный соблазн принуждает педагога сделать вместо детей то, что могли бы выполнить дети, распорядиться о точном способе правильного исполнения без усилий детей, прикрикнуть и повелевать, игнорируя волю детей, - тем самым освобождая детей от развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

Средства технической подготовки волейболистов
Совершенствование процесса подготовки спортсменов, в том числе технической, обусловливается объемом и качеством нормирования нагрузок. Различные авторы исследуют структуру нагрузок на этапах подготовки, выделяя наиболее существенные признаки. На основе, которых можно контролировать и планировать тр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru