А.С. Макаренко отмечал, что "развитие ребенка существенно ускоряется, если оно происходит в процессе развития коллектива", при организации которого особенно важным он считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или в театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цели. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Выбирать перспективы нужно с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
Третий этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания.
В.А. Сластенин выделяет следующие методы перевоспитания:
Методы перевоспитания |
Назначение |
Конкретные способы и приемы |
Переубеждение |
Коренное изменение оправдательных мотивов направленного поведения, формирование социально ценных |
Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта |
Переучивание |
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта |
Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений |
"Взрыв" |
Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения |
Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка |
"Реконструкция" характера |
Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное |
Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции |
Переключение |
Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру |
Методы и приемы организации социально ценной деятельности |
Поощрение и наказание |
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного |
Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость |
Самоисправление |
Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера |
Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание |
Материалы о воспитании и обучении:
Психолого-педагогическая характеристика обследованных
школьников
Контрольную группу составили 30 учащихся второго класса в возрасте 8 лет, не имеющие патологии речевого развития. Экспериментальную группу составили 30 учащихся второго класса в возрасте 8 лет с различными видами речевой патологии (нарушение звукопроизношения, дисграфия, дислексия). В состав экспер ...
Методика руководства театрализованными играми
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом ...
Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми
в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.