Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома

Педагогика сегодня » Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома » Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома

Страница 4

Значимы работы О.Ю. Кочеровой, А.А. Солнцева, О.М. Филькиной, Т.Г. Шаниной о формировании, сохранении и укреплении здоровья детей, воспитывающихся в детских домах. Авторами установлено, что данный контингент детей, с учетом отягощенной наследственности, неблагоприятного течения перинатального развития, уже с рождения имеет низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания. И все эти заболевания развиваются на фоне социальной запущенности. Воспитанников отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры.

2. Психическое развитие.

Многие авторы отмечают дисгармоничность психического развития воспитанников интернатного учреждения, проявляющейся: в нарушениях интеллектуальной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях; в несформированности эмоционально-волевой сферы; в искажении общения со взрослыми и сверстниками.

Следствием депривации процесса развития ребенка в условиях детского дома, как правило, становится задержка психического развития.

У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила, при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения детей.

В исследованиях ученых И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. проанализированы особенности эмоционального развития детей, воспитывающихся вне семьи. По данным М.И. Лисиной, дети, лишенные родительского попечения, уже с первого года жизни отличаются от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления.

3. Социальное развитие.

Анализируя рождение социального опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, авторы П.Д. Кошелева, Н.М. Щелованов, Н.И. Аксарина и др. отмечают, что взрослый в данных условиях не становится "источником жизненного смысла" для самого ребенка. Воспитатели, педагоги остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому "переданные" им знания и образцы поведения остаются чаще всего формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения. Выявленный феномен назван авторами "отчуждением своего опыта" у воспитанников детского дома. Также на отношения и связи с окружающими людьми детей детского дома могут отрицательно влиять частые смены обслуживающего персонала, лиц, являющихся связующим звеном между ребенком и социальным миром.

Проведенные учеными исследования (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) показывают, что у детей из детского дома отсутствуют способы социального подкрепления представлений о собственных ценностях. При таких условиях появляется эмоциональный дискомфорт, который в дальнейшем выливается в агрессию, тревожность, нарушение процессов адаптации. Дети нечетко дифференцируют эмоции взрослых; их собственные эмоциональные явления редки, неярки и однообразны, они слабо интересуются переживаниями другого человека.

Ж.К. Султангалиева, изучая особенности социального поведения детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, пришла к выводу, что нереализованные ребенком потребности в любви и признании провоцируют отклоняющиеся формы социального поведения и приводят к деформации личности, которая становится неспособной к сопереживанию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковы ...

Научить метанию малого мяча со «скрестного» шага
В технике движений метателей существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук. Техника метания малого мяча такая же как и в технике метания гранаты (копья), отличается лишь способом держания снарядов. Метание мяча делится на ф ...

Лингвистические характеристики тематического планирования
Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля. Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru