Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома

Педагогика сегодня » Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома » Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома

Страница 1

Современный этап развития нашего общества характеризуется значительным притоком несовершеннолетних, в большинстве случаев сирот, в интернатные учреждения. Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Сегодняшние воспитанники кардинально отличаются от своих предшественников: в основном они могут называться социальными сиротами, так как их родители, как правило, живы и документально известны. Как показывает статистика, среди воспитанников детских домов преобладают дети, родители которых лишены родительских прав (68%); одиноких родителей (8%); родителей, отказавшихся от своих прав при рождении ребенка (7%), недееспособных родителей и родителей, находящихся в заключении (соответственно 7% и 4%); сироты и подкидыши (5% и 1%). Известно, что количество детей, осиротевших при живых родителях, составляет 95% несовершеннолетних, лишенных родительского попечения.

Анализ условий жизни детей перед поступлением в детские дома показывает, что редко можно выделить какую-либо одну, изолированную причину или обстоятельство, которое сделало необходимым пребывание ребенка в детском доме. В большинстве случаев в семьях детей имелось сочетание нескольких неблагоприятных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание детей, либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказывали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение к их потребностям и интересам, безработица родителей - вот неполный перечень причин роста социального сиротства.

Последствия социального сиротства, как отмечают исследователи (И.Ф. Дементьева, А.А. Лиханов, Л.Я. Олиференко, Е.М. Рыбинский, Т.И. Шульга и др.), для детей очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни, это: глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери матери, аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери, отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отмечает Т.Н. Нагаева, основными задачами детских домов являются: создание благоприятных, комфортных условий, приближаемых к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; обеспечение охраны здоровья детей; обеспечение социальной защиты ребенка; его медико-педагогической и социальной адаптации; охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Ни на одно учреждение, работающее с детьми, не возлагается такое количество разнообразных функций, как на детский дом: обеспечение круглосуточного пребывания детей, обучение и воспитание, обеспечение социальной защиты, обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников т.д., но главным смыслом деятельности детского дома и школы-интерната являются социальная адаптация воспитанников, их успешная социализация.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста
Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании. Половые ...

Классификация изучаемого материала на уроках литературы в 1-м – 3-м классах начальной школы
Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития. В определении высокого художественного достоинства произведения для детей мы исходим из высказываний В. Г. Белинского. Он говорил, что «подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нр ...

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка
Эстетическое воспитание и его неотъемлемая часть – музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика ребёнка, его идеалов. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, н ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru