Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке

Страница 1

Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей.

Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться педагогическому воздействию. Часто это происходит на фоне отставания личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. В научных материалах для этой категории детей используются различные термины: "трудновоспитуемые", "трудные", "дети с отклоняющимся поведением", "дети с девиантным поведением", "дети осложненного поведения". Следуя традициям, которые заложили такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский и др., мы в своем исследовании используем термин "трудновоспитуемые" дети, не отвергая и современные подходы к данной проблеме.

В психолого-педагогической литературе достаточно основательно проработана проблема "трудновоспитуемых" детей.

Понятие "трудновоспитуемые" дети имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни.

Термин "трудновоспитуемость" вошел в науку в 30-е годы ХХ века. На определенное время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах вновь появилось.

В настоящее время этот термин укоренился в словарях по педагогике и психологии.

Сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Думается, на современном этапе решения проблемы, базирующейся на гуманистической методологии, он не совсем удачно отражает ее суть.

Представления о "трудновоспитуемых" детях постоянно изменялись на протяжении всего развития общества, изменялось понимание причин, сущности, содержания и основных ее признаков.

Разработка проблемы "трудновоспитуемости" началась еще в 20-е годы. Это явление объясняется особыми социальными условиями и процессами, связанными с первой мировой войной, гражданской войной, революциями. Голод, эпидемии разрушили многие семьи, и дети остались без родителей. Волна детской беспризорности буквально захлестнула страну. В это время в учреждениях социального воспитания получила распространение теория "моральной дефективности", согласно которой утверждалось, что трудновоспитуемость является следствием врожденных дефектов. Многие педагоги и психологи того времени и позже своими исследованиями опровергали эту теорию и доказывали другие причины трудновоспитуемости. Эти исследования актуальны в настоящее время и имеют свое продолжение в работах современных отечественных педагогов и психологов.

Проанализировав психолого-социально-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что авторы по-разному трактуют понятие "трудновоспитуемые" дети. С.Т. Шацкий в своих работах отмечал, что "…трудные дети - это дети, которые живут в неблагоприятных условиях города и "впитывают" в себя плохие стороны взрослой жизни".Л.С. Выготский связывал проблему трудновоспитуемости с возрастными особенностями: "трудный ребенок - это подросток, так как именно подростковый возраст является трудным. Этот кризис усложняется неблагоприятными условиями воспитания". Близки точки зрения П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.И. Кочетова, которые в качестве главной причины появления трудновоспитуемости выделяют педагогическую запущенность.

У современных авторов несколько иная точка зрения. В частности, М.А. Галагузова отмечает: "Трудновоспитуемость - это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания".

Анализируя литературу, можно выделить, что каждый автор в понятие "трудновоспитуемые" вносит то, что соответствует данному этапу развития общества. Если в 20-30-е годы было большое количество беспризорных детей, то естественно большое внимание уделялось этой категории "трудновоспитуемых" детей (С.Т. Шацкий и др.).

В современной социально-психологической литературе выделяют группу социальных отклонений, куда входят беспризорность, безнадзорность, недисциплинированность, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

Данные исследователи рассматривают понятие "трудновоспитуемый" по-разному, однако сходятся в одном - поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, которые приняты в обществе.

Причины такого поведения многообразны. Например, отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.М. Злобин) на первое место выдвигают внутренние причины: своеобразие характера, аномалии и трудности переходного возраста, а педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Невский) - неблагоприятные условия воспитания, несовершенство учебно-воспитательной работы в семье и школе. Однако внутренние и внешние причины действуют в комплексе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ особенностей грамматического строя речи
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяют заключить, что у обследованных нами школьников с дислексией имеются грубые нарушения грамматического строя речи. Школьники данной группы (77% исследованных школьников) с ошибками употребляют существительные множественного числа в Родительном ...

Сущность процесса памяти
Память - процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. Л.Д. Столяренко трактует память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деят ...

Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскут ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru