Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Педагогика сегодня » Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе » Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Страница 4

Некоторые физиологи (С.М. Громбах, В.И. Агарков, Г.Н. Сердюковская, Н.И. Куинджи, М.М. Безруких и др.) в своих исследованиях обосновывают механизмы снижения стоимости здоровья учащихся в процессе обучения. Они выдвигают требование гигиенического нормирования учебной нагрузки, опираясь на изучение функций организма, подвергающегося этому воздействию, предлагают регламентацию длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке. В центре внимания этих ученых находятся вопросы санитарно-гигиенического состояния классного помещения, регламентации урока в целом и отдельных видов учебной деятельности учащихся, а также степень трудности урока и его эмоциональная насыщенность, функциональное состояние учащихся на уроке, использование средств обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников и другие вопросы.

При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой (1967), необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющим на степень работоспособности учащихся: факторам физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья и др.), физического характера (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д.), психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение и др.).

Такие авторы, как М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.В. Кузнецова, освещают здоровъесберегающие идеи в аспекте дифференцированного подхода к обучению. На основании изучения функционально значимых признаков, проявляемых подростками, ученые пришли к выводу о целесообразности группировки учащихся по направлениям индивидуально-дифференцированпого обучения. В качестве информативных и доступных критериев типологических особенностей подростков авторы предлагают, определение временных характеристик сенсорных, моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков; уровень здоровья; степень социальной (учебной) адаптации. Один из вариантов такого обучения рассматривается В.В. Илъюшенковым и ТА. Берсеневой с учетом право- или левополушарной активности школьников. Авторы считают необходимым валеологизировать урок с помощью типодифференциального тестирования, которое дает возможность проводить обучение в контрастном режиме нагрузки на левое и правое полушария головного мозга учащихся. При традиционном обучении учитель, как правило, не обращает внимания на такого рода дифференциацию, что часто наносит ущерб здоровью детей.

Интересна методика Н.К. Смирнова, который предлагает решать проблему сохранения здоровья учащихся в контексте гигиенического подхода к процессу обучения на уроке (прил. 1).

Проведенный анализ научной литературы показывает, что предлагаемые учеными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Вопросы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание рассматривают социологи, психологи и педагоги. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских невро ...

Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство и педагогический такт учителя
По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru