Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Педагогика сегодня » Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе » Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Страница 4

Некоторые физиологи (С.М. Громбах, В.И. Агарков, Г.Н. Сердюковская, Н.И. Куинджи, М.М. Безруких и др.) в своих исследованиях обосновывают механизмы снижения стоимости здоровья учащихся в процессе обучения. Они выдвигают требование гигиенического нормирования учебной нагрузки, опираясь на изучение функций организма, подвергающегося этому воздействию, предлагают регламентацию длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке. В центре внимания этих ученых находятся вопросы санитарно-гигиенического состояния классного помещения, регламентации урока в целом и отдельных видов учебной деятельности учащихся, а также степень трудности урока и его эмоциональная насыщенность, функциональное состояние учащихся на уроке, использование средств обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников и другие вопросы.

При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой (1967), необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющим на степень работоспособности учащихся: факторам физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья и др.), физического характера (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д.), психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение и др.).

Такие авторы, как М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.В. Кузнецова, освещают здоровъесберегающие идеи в аспекте дифференцированного подхода к обучению. На основании изучения функционально значимых признаков, проявляемых подростками, ученые пришли к выводу о целесообразности группировки учащихся по направлениям индивидуально-дифференцированпого обучения. В качестве информативных и доступных критериев типологических особенностей подростков авторы предлагают, определение временных характеристик сенсорных, моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков; уровень здоровья; степень социальной (учебной) адаптации. Один из вариантов такого обучения рассматривается В.В. Илъюшенковым и ТА. Берсеневой с учетом право- или левополушарной активности школьников. Авторы считают необходимым валеологизировать урок с помощью типодифференциального тестирования, которое дает возможность проводить обучение в контрастном режиме нагрузки на левое и правое полушария головного мозга учащихся. При традиционном обучении учитель, как правило, не обращает внимания на такого рода дифференциацию, что часто наносит ущерб здоровью детей.

Интересна методика Н.К. Смирнова, который предлагает решать проблему сохранения здоровья учащихся в контексте гигиенического подхода к процессу обучения на уроке (прил. 1).

Проведенный анализ научной литературы показывает, что предлагаемые учеными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы о воспитании и обучении:

Типовой учебный план
Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и миним ...

Планы уроков и методические комментарии к изучению задач на построение в курсе геометрии 8 класса
На изучение данной темы отводится два урока. Перед изучением данной темы необходимо рассмотреть задачу №385, где даётся доказательство теоремы Фалеса. Теорема Фалеса Теорема. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямы ...

Педагогический контроль над соревновательной деятельностью волейболистов
Педагогически контроль осуществлялся в течение восьми месяцев (октябрь 2009-май 2010г.). Регистрировались игры Чемпионата г. Красноярска. В ходе регистрации контролировали: общее количество выполненных технических приемов, а также количество правильных попыток. Каждый раз велось наблюдение за дейст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru