Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Педагогика сегодня » Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе » Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

Страница 1

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Вместе с тем чрезвычайно широкая трактовка термина «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении этой цели.

Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья (В.А. Лищук, 1992). Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма (Н.М. Амосов, 1987), к устойчивости (И.И. Брехман, 1987), к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию (В.А. Лищук, 1992). Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.

Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:

• отсутствие болезней;

• нормальное функционирование организма;

• гармонизация организма и окружающей среды;

• способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;

• полное физическое, психическое и социальное благополучие;

• адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Наиболее полным нам представляется определение А.Г. Щедриной (1989), которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома (совокупность генов) в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом (1990), В.В. Колбановым, Г.К. Зайцевым (1992) мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.

Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).

С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье – это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности». Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Опыт изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в субъекте Российской Федерации
В данной части монографии представлено описание опыта изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в Еврейской автономной области (ЕАО), на территории которой в течение 2004-2005 гг. группой сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Росс ...

Образовательные услуги учреждений общего образования и запросы их потребителей
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного общего образования – основные поставщики такого рода услуг, их потребители – воспитанники и учащиеся этих учреждений и их родители. Для изучения индивидуальных образовательных запросов старших школьников общеобразовательных школ (9, 10, 11 клас ...

Методика обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов народного промысла
Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять. В ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru