Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста

Педагогика сегодня » Гендерное воспитание в подростковом возрасте » Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста

Страница 1

Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании.

Половые различия весьма существенны. Они проявляются и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

Нужно отметить, что именно в подростковом возрасте половые различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного "Я", мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных [28].

Гормоны и строение головного мозга у детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Многочисленные исследования показывают, что у мальчиков более развиты способности к точным наукам, лучше развит зрительно-пространственный интеллект. У девочек лучше развиты речевые навыки, более гибкое мышление, в детстве они по сравнению с мальчиками развиваются быстрее.

У большинства мальчиков более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. У большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. У девочек доминируют диады и триады, которые "закрыты" для посторонних. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

Около половины девушек и треть юношей в период взросления озабочены своими внешними данными. Почти по всем показателям самовосприятия наблюдаются различия между юношами и девушками. Общественное мнение относит к признакам мужественности – физическую силу, спортивные успех и мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей, тогда как для девушек второстепенны или даже нежелательны в связи с иным представлением собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее, впрочем, объясняется одинаково частым появлением юношеских угрей у представителей обоих полов. Не меньшие опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И юношей, и девушек беспокоит "торчащий" нос, юношам собственные руки кажутся слишком длинными по сравнению с ногами, скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими. Типично для данного возраста нежелание признаться в подобных переживаниях, из страха быть высмеянным взрослыми. У юношей часто возникают психические проблемы, связанные с первичными половыми признаками. В отличие от девушек они обращают на рост гениталий больше внимания уже потому, что те расположены снаружи. Кроме того, их размеры часто связывают с мужественностью и мужской потенцией.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования. Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали: совершенствование ...

Лингвистические характеристики тематического планирования
Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля. Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru