Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста

Педагогика сегодня » Гендерное воспитание в подростковом возрасте » Особенности мальчиков и девочек подросткового возраста

Страница 1

Психология половых различий методически очень сложна, ее серьезное научное исследование началось лишь в последние десятилетия. В отечественной психологии она долгие годы недооценивалось, и поэтому не находила себе применения во многих сферах деятельности человека, в том числе и образовании.

Половые различия весьма существенны. Они проявляются и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных реакций, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

Нужно отметить, что именно в подростковом возрасте половые различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного "Я", мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.

Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных [28].

Гормоны и строение головного мозга у детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется не в общем уровне интеллекта, а в структуре, характере умственных способностей. Многочисленные исследования показывают, что у мальчиков более развиты способности к точным наукам, лучше развит зрительно-пространственный интеллект. У девочек лучше развиты речевые навыки, более гибкое мышление, в детстве они по сравнению с мальчиками развиваются быстрее.

У большинства мальчиков более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. У большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. У девочек доминируют диады и триады, которые "закрыты" для посторонних. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

Около половины девушек и треть юношей в период взросления озабочены своими внешними данными. Почти по всем показателям самовосприятия наблюдаются различия между юношами и девушками. Общественное мнение относит к признакам мужественности – физическую силу, спортивные успех и мускулистую фигуру, и эти физические особенности очень важны для юношей, тогда как для девушек второстепенны или даже нежелательны в связи с иным представлением собственной половой роли. Девушки обращают больше внимания на свое лицо, фигуру и кожу. Последнее, впрочем, объясняется одинаково частым появлением юношеских угрей у представителей обоих полов. Не меньшие опасения вызывают и нарушения пропорций тела. И юношей, и девушек беспокоит "торчащий" нос, юношам собственные руки кажутся слишком длинными по сравнению с ногами, скулы слишком выступающими, а бедра слишком широкими. Типично для данного возраста нежелание признаться в подобных переживаниях, из страха быть высмеянным взрослыми. У юношей часто возникают психические проблемы, связанные с первичными половыми признаками. В отличие от девушек они обращают на рост гениталий больше внимания уже потому, что те расположены снаружи. Кроме того, их размеры часто связывают с мужественностью и мужской потенцией.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Программа социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье
Учитывая полученные данные на основании проведенных методик с детьми и родителями, нами были разработаны формы и методы социально педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Социально-педагогическая помощь представляет собой коррекционную прог ...

Семья и брак как залог достойного воспитания в православии
Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании, ...

Метод спрямления при решении задач на построение
Как известно, в школьных программах рассматриваются метод геометрических мест, метод преобразования фигур (метод подобия, параллельный перенос, поворот, симметрия). Но нигде не упоминается метод спрямления, который применяется при решении задач, связанных со спрямлением ломанных линий, в частности ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru