Характеристика сферы общения

Страница 2

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости, которому способствуют бурное телесное развитие и идентификация его со взрослым, влияет на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю противоположного пола.

Отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим - интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. В физическом развитии и половом созревании девочки обгоняют мальчиков. В V-VI классах некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте.

Вначале интерес к другому полу имеет у многих мальчиков разлитой характер и проявляется специфическим для младшего подростка способом - в "задирании" девочек, которые нередко жалуются на мальчиков, но мотивы таких действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношения изменяются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, "презрением" к другому полу. Поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития.

В VI-VII классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том, кто кому нравится. Хотя о собственном отношении подростки обычно рассказывают только другу или близкому товарищу, но знают об этом, как правило, многие одноклассники: они наблюдательны, обмениваются новостями.

В V-VI классах дружба между мальчиками и девочками возникает редко, а в VII-VIII-чаще, и взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Безответная симпатия уже нередко бывает источником сильных переживаний. Романтические отношения могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать свидания, прогулки, посещение кино, катка, парка и т.п. В VII - VIII классах появляется тенденция к образованию смешанных компаний.

Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка. Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности: появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях. Появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывает желание быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь, защитить. Этот интерес становится одним из мотивов самосовершенствования.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Стремление нравиться становится одним из значимых, взаимные взгляды ко многому обязывают. Особую цену приобретают прикосновения. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации. В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью).

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в орбиту педагогического воздействия должны входить не только деловые взаимоотношения подростков, но и отношения с близкими товарищами, друзьями.

Пример отношений с противоположным полом в первую очередь подросток видит в сфере семейных отношений, где он и начинает проявлять свое поведение, как поведение представителя определенного пола. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: "Чтобы предотвратить беды и ошибки семейного воспитания, надо уже в стенах школы готовить юношей и девушек быть мужем и женой, матерью и отцом своих детей. Вступая в брак, юноша и девушка во многих случаях не имеют понятия о той сложности культуры взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им надо глубоко осмыслить, почувствовать, что жить в браке изо дня в день вместе в одной комнате не в счастливые часы свидания, а всю жизнь – это не только радость, но и огромный труд – духовный труд, напряжение и вместе с тем расцвет духовных сил".

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Возникает необходимость создания системы специального образования по физической культуре в России, которая приблизили бы её к цивилизованному пути решения проблем воспитания детей с физическими недостатками. ...

Понятие личности в психологической литературе
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и другими. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психоло ...

Основные условия и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры. А.В. Запорожец утверждал, что «дет ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru