Характеристика сферы общения

Страница 1

Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, кроме того, как специфический вид эмоционального контакта, дает подростку чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их глазах со взрослостью. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. Поведение в определенной степени характеризуется детскими реакциями, характерными являются имитации чьего-либо поведения, чаще взрослого, достигшего определенного успеха. Многие подростки стремятся избегать явных конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки, скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как дерзость в общении.

Наиболее часто встречающаяся причина детско-родительских конфликтов связана с родительским переживанием утраты близости с ребенком и безуспешными попытками воспитать его в строгом соответствии со своим замыслом.

Борьба за самоутверждение подростка проходит не только в семье, но начинает проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей, в проявлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, восприимчивость к промахам учителей, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая — особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII—VIII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.

Главная тенденция в развитии подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и на сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом, в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга – это воспринимается как покушение на его право выбора. Для отрочества большое значение имеет обретение друга, общение с ним обретает особую ценность и сочетается с нежностью и обожанием. Подростковая дружба постепенно переходит в юношескую. В большинстве возвышенные чувства и совместные стремления остаются в душе взрослого на всю жизнь. В подростковых группах формируются свои кодексы чести: высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом. Группа создаёт чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. В неформальных подростковых объединениях формируется своеобразный сленг. В своих группах общения подростки пользуются особыми словами, которые освобождают их от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Совместное отчуждение от взрослых – характерная особенность возраста. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки автоматически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений, как чего-то изначально правильного .

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Значение духовно-нравственного воспитания
Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но неразрывно соединены с разворачивающейся усилием отнюдь не человеческой воли исторической судьбой Православия на Руси. Определяя неповторимый лик нации, Православие вместе с тем спос ...

Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали». Цель: 1. Развивать ориентировку в пространстве. 2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. Ход игры: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педа ...

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: - В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru