Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Педагогика сегодня » Изучение основ линогравюры в школе » Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Страница 2

Эстетическое воспитание должно рассматриваться как двусторонний процесс формирования личности: с одной стороны – как совершенствование рецептивных способностей (т.е. формирование эстетического создания), с другой стороны – как развитие продуктивной активности (воспитание потребности и способности создавать эстетические ценности).

Данный методологический подход к пониманию воспитательного процесса позволяет определить эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности.

Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из разработанной нами системной модели. Её содержание составляют такие элементы, как: 1) эстетические знания, 2) эстетическая реакция на объект, 3) эстетический вкус, 4) эстетический идеал, 5) эстетическая мотивация (эстетические потребности, интересы, установки), 6) эстетическая деятельность.

Из всего, что сказано вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:

- освоение основ эстетической теории и приобретения знаний в смежных с эстетической областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;

- формирование эмоционально-чувственной среды психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;

- формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;

- выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;

- воспитание потребности и развития особенности к эстетизации – вносить во все сферы осуществляемой деятельности гармонию, стремясь привести их к совершенству или, по терминологии К.Маркса, преобразовывать действительность «по законам красоты».

Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных фактов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что и придает ему качественную определенность, целостность, которую мы именуем эстетической культурой.

Эстетическое воспитание обладает своими специфическими особенностями. Одной из его особенностей, как уже отмечалось, является то, что эстетическое воспитание не представляет собой изолированной, отдельной от других области воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное од других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, политического, художественного, трудового, экологического и т.д. Притом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность, гуманитарную направленность и убедительность.

Каждый вид искусства «говорит» на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для выполнения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, в музыке звук превращается – в художественный звук, т.е. получают особое художественно-смысловое значение. Подобные смысловые трансформации происходят и со словом в поэзии. Смысловое значение в ней обретает ритмическая организация слов; слова в искусстве поэзии образуют метафору, смысл которой, как известно, не совпадает с прямым значением сказанного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Лидерство как социально-психологический феномен
В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому ...

Высокотехнологическая образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как ...

Средства технической подготовки волейболистов
Совершенствование процесса подготовки спортсменов, в том числе технической, обусловливается объемом и качеством нормирования нагрузок. Различные авторы исследуют структуру нагрузок на этапах подготовки, выделяя наиболее существенные признаки. На основе, которых можно контролировать и планировать тр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru