Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Педагогика сегодня » Изучение основ линогравюры в школе » Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Страница 2

Эстетическое воспитание должно рассматриваться как двусторонний процесс формирования личности: с одной стороны – как совершенствование рецептивных способностей (т.е. формирование эстетического создания), с другой стороны – как развитие продуктивной активности (воспитание потребности и способности создавать эстетические ценности).

Данный методологический подход к пониманию воспитательного процесса позволяет определить эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства.

Эстетическое воспитание можно также рассматривать как совершенствование эстетической культуры личности.

Обращение к понятию «эстетическая культура личности» дает возможность более полно раскрыть и осмыслить содержание, задачи и цели этого процесса. В понимании эстетической культуры личности мы исходим из разработанной нами системной модели. Её содержание составляют такие элементы, как: 1) эстетические знания, 2) эстетическая реакция на объект, 3) эстетический вкус, 4) эстетический идеал, 5) эстетическая мотивация (эстетические потребности, интересы, установки), 6) эстетическая деятельность.

Из всего, что сказано вытекает, что задачами эстетического воспитания являются:

- освоение основ эстетической теории и приобретения знаний в смежных с эстетической областях (в искусствознании, теории дизайна), овладение специальным понятийным аппаратом; выработка на основе знаний и практики общения с эстетическими ценностями эстетических убеждений;

- формирование эмоционально-чувственной среды психики, развитие способности эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность, понимать и эстетически переживать увиденное и услышанное;

- формирование эстетического вкуса и идеала как способности оценивать эстетические ценности на основе представлений об эстетическом совершенстве;

- выработка принципов, установок, потребностей и интересов в общении с миром эстетических ценностей;

- воспитание потребности и развития особенности к эстетизации – вносить во все сферы осуществляемой деятельности гармонию, стремясь привести их к совершенству или, по терминологии К.Маркса, преобразовывать действительность «по законам красоты».

Выделенные компоненты представляют собой не совокупность определенных фактов, а системное образование, внутри которого существуют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, что и придает ему качественную определенность, целостность, которую мы именуем эстетической культурой.

Эстетическое воспитание обладает своими специфическими особенностями. Одной из его особенностей, как уже отмечалось, является то, что эстетическое воспитание не представляет собой изолированной, отдельной от других области воспитательной деятельности. Оно не может существовать само по себе, как «чистое» эстетическое воспитание, обособленное од других форм воспитания. Эстетическое воспитание выступает одним из аспектов, одной из сторон других направлений воспитания – воспитания нравственного, политического, художественного, трудового, экологического и т.д. Притом оно обладает уникальным свойством – потенциально способно составить синтез с любым воспитательным процессом, придавая ему эмоциональную окрашенность, гуманитарную направленность и убедительность.

Каждый вид искусства «говорит» на своем языке. Следовательно, обучение пониманию того или иного вида искусства предполагает постижение его художественного языка, освоение той системы художественно-выразительных средств, которую использует тот или иной вид искусства для выполнения художественной идеи и общения с публикой. В искусстве цвет превращается в художественный цвет, линия – в художественную линию, в музыке звук превращается – в художественный звук, т.е. получают особое художественно-смысловое значение. Подобные смысловые трансформации происходят и со словом в поэзии. Смысловое значение в ней обретает ритмическая организация слов; слова в искусстве поэзии образуют метафору, смысл которой, как известно, не совпадает с прямым значением сказанного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Классификации форм стертой дизартрии
Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология. В исследованиях Е.Ф. Соб ...

Планы уроков и методические комментарии к изучению задач на построение в курсе геометрии 8 класса
На изучение данной темы отводится два урока. Перед изучением данной темы необходимо рассмотреть задачу №385, где даётся доказательство теоремы Фалеса. Теорема Фалеса Теорема. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямы ...

Виды нарушений слуха
Cенсориневральные нарушения слуха Сенсориневральные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru