Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Педагогика сегодня » Изучение основ линогравюры в школе » Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Страница 1

Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов людей. Эстетическое воспитание, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом эстетических переживаний и оценок может стать как произведение искусства, так и любой эстетически значимый объект – мир вещей и изделий, человек, человеческие отношения и поступки, математические формулы и теории, трудовой процесс и его результаты, первозданная природа и городская среда и т.д. Эстетическое воспитание – есть формирование эстетического отношения не только к искусству, но и ко всему тому, что может иметь для человека эстетическую ценность. Соответственно, если средством художественного воспитания является искусство, то средством воспитания эстетического выступает как искусство, так и вся сфера практической деятельности человека, преобразованная и не преобразованная человеком природа.

Не только в обыденном сознании, но и в педагогической практике и теории эстетического воспитания сложилась тенденция к абсолютизации возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Социологические исследования, изучающие уровень развития эстетической культуры личности, степень приобщения ее к эстетическим ценностям, нередко ограничивают научный анализ поставленной проблемы сферой искусства: знание художественных произведений и их авторов, частоты общения с искусством, участие в художественной самодеятельности и пр. Складывается ошибочное понимание значения других культурных ценностей и процессов практической деятельности в создании утилитарных вещей и изделий, спортивной деятельности, технолого-конструкторской, дизайна и т.д. – в формировании эстетической культуры личности. При таком методическом подходе, их роль в системе эстетического воспитания принижается. Исходя из подобных представлений о месте искусства в эстетическом воспитании, следует теоретический и практический вывод о том, что формирование эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе может успешно осуществляться лишь на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла. Занятия же по химии, физике, и т.д., согласно этой ошибочной позиции, лишены эстетического потенциала. В современной системе образования, по утверждению М.С.Кагана, с которым невозможно не согласиться, именно так в действительности и обстоит дело с эстетическим воспитанием. Эстетическое воспитание в обществе направлено на воспитание, на всестороннее развитие личности, на формирование нового, гармонически развитого человека.

Сущность эстетического воспитания заключена не только в дефинитивной стороне вопроса. Нелишним будет отметить, что из некорректности определения сущности эстетического воспитания вытекает столь же неверное представление о цели.

Эстетическое воспитание не сводится к развитию эстетического сознания, к формированию способностей понимать прекрасное. Его задачи и цели значительно шире. В понимании сущности эстетического воспитания следует исходить из философско-антропологической интерпретации деятельности человека, где последняя трактуется как «активное проявление субъектности человека, направленное на мир объектов и на других субъектов». В таком смысловом контексте активное преобразовательное начало в жизнедеятельности человека выступает способом его бытия.

Согласно этой логике, человек должен рассматриваться не только как существо созерцающее, но и созидающее, творящее, преобразующее. Из содержания этой методической идеи логически вытекает, что целью любого рода деятельности субъекта, направленной на формирование другого субъекта, является развитие в нем не только особенностей и потребностей в репродуктивной деятельности (воспринимать, анализировать, эмоционально- эстетически переживать созданные ценности), но и способностей и потребностей в деятельности продуктивной. Именно это должно быть основополагающим принципом всех форм обучения и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции: определить цель создания обучающей программы; создать тематический план; разработать обучающую программу (пошаговый тематический план); создать матрицу – скелет обучающей программы; создать опытный об ...

Сущность образования с онтологической точки зрения
Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru