Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Педагогика сегодня » Изучение основ линогравюры в школе » Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства

Страница 1

Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов людей. Эстетическое воспитание, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом эстетических переживаний и оценок может стать как произведение искусства, так и любой эстетически значимый объект – мир вещей и изделий, человек, человеческие отношения и поступки, математические формулы и теории, трудовой процесс и его результаты, первозданная природа и городская среда и т.д. Эстетическое воспитание – есть формирование эстетического отношения не только к искусству, но и ко всему тому, что может иметь для человека эстетическую ценность. Соответственно, если средством художественного воспитания является искусство, то средством воспитания эстетического выступает как искусство, так и вся сфера практической деятельности человека, преобразованная и не преобразованная человеком природа.

Не только в обыденном сознании, но и в педагогической практике и теории эстетического воспитания сложилась тенденция к абсолютизации возможностей искусства как средства эстетического воспитания. Социологические исследования, изучающие уровень развития эстетической культуры личности, степень приобщения ее к эстетическим ценностям, нередко ограничивают научный анализ поставленной проблемы сферой искусства: знание художественных произведений и их авторов, частоты общения с искусством, участие в художественной самодеятельности и пр. Складывается ошибочное понимание значения других культурных ценностей и процессов практической деятельности в создании утилитарных вещей и изделий, спортивной деятельности, технолого-конструкторской, дизайна и т.д. – в формировании эстетической культуры личности. При таком методическом подходе, их роль в системе эстетического воспитания принижается. Исходя из подобных представлений о месте искусства в эстетическом воспитании, следует теоретический и практический вывод о том, что формирование эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе может успешно осуществляться лишь на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла. Занятия же по химии, физике, и т.д., согласно этой ошибочной позиции, лишены эстетического потенциала. В современной системе образования, по утверждению М.С.Кагана, с которым невозможно не согласиться, именно так в действительности и обстоит дело с эстетическим воспитанием. Эстетическое воспитание в обществе направлено на воспитание, на всестороннее развитие личности, на формирование нового, гармонически развитого человека.

Сущность эстетического воспитания заключена не только в дефинитивной стороне вопроса. Нелишним будет отметить, что из некорректности определения сущности эстетического воспитания вытекает столь же неверное представление о цели.

Эстетическое воспитание не сводится к развитию эстетического сознания, к формированию способностей понимать прекрасное. Его задачи и цели значительно шире. В понимании сущности эстетического воспитания следует исходить из философско-антропологической интерпретации деятельности человека, где последняя трактуется как «активное проявление субъектности человека, направленное на мир объектов и на других субъектов». В таком смысловом контексте активное преобразовательное начало в жизнедеятельности человека выступает способом его бытия.

Согласно этой логике, человек должен рассматриваться не только как существо созерцающее, но и созидающее, творящее, преобразующее. Из содержания этой методической идеи логически вытекает, что целью любого рода деятельности субъекта, направленной на формирование другого субъекта, является развитие в нем не только особенностей и потребностей в репродуктивной деятельности (воспринимать, анализировать, эмоционально- эстетически переживать созданные ценности), но и способностей и потребностей в деятельности продуктивной. Именно это должно быть основополагающим принципом всех форм обучения и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач. Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного наро ...

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужи ...

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru