В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов (Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Помогло ли оно что-то понять в себе? И т. п.); через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять; через подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.
Отличия традиционного КТД от личностно-ориентированного (л-о) сведены в таблице 1.
Несколько слов о диагностике результатов КТД. Напомним, что ее технологический результат — опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности — это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе. Слово «участие» здесь понимается как активное участие: школьник предлагает, делает, оценивает. Методически результат на уровне факта можно зафиксировать наблюдением либо небольшим письменным заданием, в котором школьники фиксируют свое участие в этапах КТД.
Таблица 1.
Отличия традиционного КТД от личностно-ориентированного (л-о)
Этап |
Традиционное КТД |
Л-О КТД |
1. Коллективное целеполагание |
Социальные основания выбора дела |
Дело как потенциал личностного развития |
2. Коллективное планирование |
Акцент на групповой работе, групповом вкладе |
Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей |
3. Коллективная подготовка |
Акцент на дружной групповой работе |
Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализирован-ность |
4. Проведение коллективного дела |
Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана |
Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений |
5. Коллективный анализ |
Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?» |
Вопросы-критерии, акцентрирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальности |
Анализ результата на уровне отношений может быть и как часть коллективного анализа (Понравилось ли тебе твое участие в общем деле?), и как специальное диагностическое задание с балльной или символической самооценкой участия школьника в планировании, проведении, анализе. Границы достижения результата такие же, как при шоу-технологии: 5 баллов при 7-балльной шкале. 80-процентный результат — признак того, что действия педагога можно признать педагогической технологией.
Материалы о воспитании и обучении:
Поликультурное образование на примере этносов Северо-Запада России
К настоящему времени последовательное поликультурное воспитание в России остается штучным явлением. В учебных заведениях с этнокультурным компонентом учебно-воспитательная работа слабо направлена на систематический диалог культур. Мало используются перспективные пути поликультурного воспитания: кор ...
Сравнительный анализ содержания и методики
преподавания неравенств в различных системах обучения
Тема "Неравенство" одна из самых важных и трудных тем в курсе математики начальных классов. Поэтому учителю очень важно знать методику и содержание заданий, предлагаемых в различных системах обучения. Ниже предложен анализ содержания и методики обучения темы "Неравенство" в трад ...
Понятие информационных технологий и их значение в современном обществе
Информационная сфера деятельности человека стала определяющим фактором развития науки, техники и экономики. Для последних десятилетий характерны рекордные темпы роста информационных технологий, справиться с которыми традиционными способами невозможно. Число публикаций в мире удваивается каждые 10-1 ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.