Коллективное творческое дело как технология воспитания

Педагогика сегодня » Организация коллективных творческих дел в первом классе » Коллективное творческое дело как технология воспитания

Страница 2

Все, что выше сказано, относится к организации КТД вообще и известно по крайней мере 30, а то и 40 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как общая. В личностно-ориентированном коллективном творческом деле результат все тот же — позитивная активность, но акцент другой — «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

В коллективном целеполагании (решение о проведении дела) в традиционном КТД социальные критерии выбора дела — польза, радость людям, сплочение коллектива и т. п., в личностно-ориентированном есть еще один слой — выбор дел, значимых для личностного роста каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к прояснению целей, ценностей (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т. п.). Хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива. Такой ход близок к тому, что О.С. Газман называл «открытой педагогикой» и впервые в развернутом виде реализовал в начале в лагере «Маяк».

В коллективном планировании при наличии ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждому к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбрать — работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

При проведении дела расставляются те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс: сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный в сценарии школьного праздника «Встреча веков»); публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды: «Самому лучшему .» и т. п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности) .

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Пути сохранения и повышения мотивации студентов
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее станови ...

Психолого-педагогические требования к обучающим программам
Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна: позв ...

Изучение родительской оценки работы логопеда и воспитателей
Анализ родительской оценки работы специалистов осуществлялся с помощью анкет (Анкета №1 «Оценка работы логопеда», Анкета №2 «Оценка работы воспитателей»). Изучение работы логопеда с помощью анкеты позволило выявить следующие характеристики родительской оценки. Отвечая на вопросы анкеты родители ука ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru