Коллективное творческое дело как технология воспитания

Педагогика сегодня » Организация коллективных творческих дел в первом классе » Коллективное творческое дело как технология воспитания

Страница 2

Все, что выше сказано, относится к организации КТД вообще и известно по крайней мере 30, а то и 40 лет, не говоря о педагогике последнего десятилетия. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками и педагогами как общая. В личностно-ориентированном коллективном творческом деле результат все тот же — позитивная активность, но акцент другой — «моя активность», «мой вклад», «дело для меня».

В коллективном целеполагании (решение о проведении дела) в традиционном КТД социальные критерии выбора дела — польза, радость людям, сплочение коллектива и т. п., в личностно-ориентированном есть еще один слой — выбор дел, значимых для личностного роста каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

И чтобы такой поворот целеполагания состоялся, необходимо проявить какими-либо приемами интерес к прояснению целей, ценностей (предварительной анкетой, игровыми приемами на самом стартовом общем собрании, той же «живой анкетой» и т. п.). Хорош и прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива. Такой ход близок к тому, что О.С. Газман называл «открытой педагогикой» и впервые в развернутом виде реализовал в начале в лагере «Маяк».

В коллективном планировании при наличии ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждому к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбрать — работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков, организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД те же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

При проведении дела расставляются те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс: сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный в сценарии школьного праздника «Встреча веков»); публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды: «Самому лучшему .» и т. п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности) .

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Комплекс коррекционных занятий в формировании личности ребёнка
Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направлен ...

Техническая подготовка, как фактор, влияющий на эффективность игровой деятельности
Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки - одна из важнейших проблем современного волейбола. В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для пониман ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru