Коллективное творческое дело как технология воспитания

Педагогика сегодня » Организация коллективных творческих дел в первом классе » Коллективное творческое дело как технология воспитания

Страница 1

Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется другими стремлениями: стремлением к общению, к познавательной активности. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики. В принципе с такой оценкой можно согласиться. Но нас будет интересовать только реализация организационной цепочки КТД в ее связи с коллективным творчеством.

Что же является надежным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Технология «классического» КТД многократно описана, в том числе и автором этого текста.

Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть что, и структурной схемой КТД.

В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П. Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последействии.

В реальной педагогической практике, во-первых, совместное решение встречается редко. Дело чаще задается извне (поручение классу, отряду), либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап — «решение о последействии» — явно необязателен, потому что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о непродолжении идей, дела.

Итак, минимальная технология КТД — это описание цепочки «коллективное планирование — подготовка — проведение — коллективный анализ». Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады).

Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Структура КПД

1. Планирование – решение о проведении дела

2. Подготовка – совет дела

3. Проведение – мероприятие

4. Анализ – коллективный анализ

Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощные психологические механизмы, уже названные в шоу-технологии: соревновательность, двуплановость игры, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы — прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающее чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который является в той или иной мере рефлексивным актом («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»). Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности работы социального педагога в неполной семье
Сразу хочется отметить, что многие социологи, предлагая методы организации социальной работы с неполной семьёй, злоупотребляют не экономическими методами, что равняет все их начинания с популизмом и носит показной характер. Необходимо понимать, что все не экономические методы должны применяться тол ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковы ...

Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками
В младшем школьном возрасте ребёнку легче выразить эмоциональную реакцию на образы, стоящие в центре произведения, чем провести логические связи между выразительными средствами искусства. Поэтому на начальных этапах работы с произведениями искусства, в частности с литературными произведениями и кин ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru