Коллективное творческое дело как технология воспитания

Педагогика сегодня » Организация коллективных творческих дел в первом классе » Коллективное творческое дело как технология воспитания

Страница 1

Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется другими стремлениями: стремлением к общению, к познавательной активности. Обычно это интерпретируется как деформация, искажение, редукция коммунарской педагогики. В принципе с такой оценкой можно согласиться. Но нас будет интересовать только реализация организационной цепочки КТД в ее связи с коллективным творчеством.

Что же является надежным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Технология «классического» КТД многократно описана, в том числе и автором этого текста.

Поэтому ограничимся кратким напоминанием, что есть что, и структурной схемой КТД.

В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П. Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последействии.

В реальной педагогической практике, во-первых, совместное решение встречается редко. Дело чаще задается извне (поручение классу, отряду), либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. Последний этап — «решение о последействии» — явно необязателен, потому что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждения по итогам дела. Во-вторых, результатом успешного КТД может быть и решение о непродолжении идей, дела.

Итак, минимальная технология КТД — это описание цепочки «коллективное планирование — подготовка — проведение — коллективный анализ». Ее суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективного дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады).

Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Структура КПД

1. Планирование – решение о проведении дела

2. Подготовка – совет дела

3. Проведение – мероприятие

4. Анализ – коллективный анализ

Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощные психологические механизмы, уже названные в шоу-технологии: соревновательность, двуплановость игры, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы — прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающее чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который является в той или иной мере рефлексивным актом («отношение, осмысление того, что со мной уже произошло»). Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Основные требования в рукописям
К рукописи научной работы, тексту диссертации и автореферата, вообщем то, предъявляются следующие требования. Рукопись как раз представляется в редакцию (ученый совет, издательство и т.д.), как правило, в двух экземплярах (отпечатанных с помощью, как заведено выражаться, компьютерной техники; не та ...

Пряжа
Для вязания на спицах можно использовать различную пряжу. Обычно вяжут из шерстяных, полушерстяных, синтетических, хлопчатобумажных ниток, из шерсти домашнего прядения, из мохера. Из шерстяной пряжи изделия хорошо носятся и при правильном уходе не теряют своей формы. Для вязания кофточек, платьев, ...

Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления, при одновременном отвлечении от других. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, являетс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru