Система воспитательной работы в школе

Страница 2

Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечено, с психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, обратиться к той же вежливости, о которой шла речь выше, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремлений оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм, и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) включение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

в) практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

г) развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность сложнейшего процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Специфика хореографической деятельности
С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующе ...

Воспитание лидеров детского коллектива
Для воспитания лидеров детского коллектива при Доме детского творчества была разработана программа «Я - лидер». Программа ориентированна на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его р ...

Классификации форм стертой дизартрии
Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология. В исследованиях Е.Ф. Соб ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru