Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики

Педагогика сегодня » Основы педагогики и психологии » Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики

Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церковью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это "целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе".

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности. Существуют два основных подхода к определению целей воспитания. Первый учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребёнка опираются на задачи государства, общества, сословия. Второй подход предполагает, прежде всего, учет потребностей самого человека. Целью является помощь ему в его социальном становлении, приспособление к существующим условиям и одновременно сохранение своего "Я", в развитии индивидуальности. В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал первый или второй подход.

Идеальная цель - развитие гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, гуманное отношение к людям и самому себе.

Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Согласно О.Газману, реальной целью воспитания сегодня является формирование базовой культуры личности.

Задачи воспитания (согласно И.П. Подласому):

- усвоение определенного объема научных знаний;

- формирование научного мировоззрения;

- развитие познавательных интересов;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- формирование гигиенических навыков;

- формирование нравственных качеств;

- формирование эстетических знаний и др.

Выделяют несколько групп методов воспитание:

Первая группа - методы формирования социального опыта детей.

Вторая группа - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.

Третья группа - методы самоопределения личности ребенка.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

Объектом воспитания обычно называют личность как целостное явление. Предметом воспитания являются конкретные качества личности.

Материалы о воспитании и обучении:

Личностные изменения подростков
Самые существенные изменения у подростков происходят в личностной сфере. Наиболее значимая характеристика развития личности - это формирование чувства взрослости. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т. В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, равнение на психосексуальные обр ...

Особенности переключения внимания глухих учащихся
Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся. В нашем исследовании мы исходим из оп ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru