В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приёмов разных направлений.
Приёмы и методы психокоррекционной работы.
В условиях логопедического детского сада необходимо сочетать психоррекционную работу с коррекционно-педагогической.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приёмы психологической коррекции:
приёмы игровой психокоррекции;
приёмы элементарной библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
приёмы арттерапии и музыкотерапии;
приёмы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии.
Синтез приёмов даёт возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.
Для проведения психокоррекционной работы могут быть рекомендованы следующие приёмы:
психологические игры немецкого психолога Клауса Фопеля («Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения», 1998);
приёмы психогимнастики (М.И. Чистякова «Психогимнастика», 1995):
игры, способствующие успокоению и организации детей (« Кто за кем?», «Идём за синей птицей»);
этюды на правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов (« Вот он такой», «Заколдованный ребёнок», «Дружная семья»;
игры на преодоление двигательного автоматизма для гиперактивных и гипоактивных детей («Флажок», «Противоположные движения», «Стоп», «Запрещённое движение»);
некоторые подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают играющих («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»);
этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай-Болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»);
этюды на выражение эмоций: сосредоточения («Кузнечик»), удивления («Удивление»), радости («Вкусные конфеты»), печали («Стрекоза замёрзла», «Северный полюс»), презрения («Солнечный чай»), гнева («Король Боровик не в духе », «Сердитый дедушка»), страха («Гроза»), выражения чувства вины («Провинившийся»);
этюды на отображение положительных черт характера («Капитан»);
этюды на отображение отрицательных черт характера («Робкий ребёнок»);
(Все эти игры адаптируются с учётом речевого развития дошкольников, в частности для детей с низким речевым развитием сокращается объём вербальных заданий)
специальные упражнения, разработанные немецким психологом и психотерапевтом Гертрудой Шоттенлоэр («рисунок и образ в гештальттерапии», 2000);
литературные произведения отечественных и зарубежных авторов, подобранные или адаптированные с учётом речевых возможностей детей;
развивающие музыкальные игры:
игры, формирующие стремление к лидерству («Приклеенная нога», «Красная рука», «Дирижёр»);
игры, развивающие доверие и заботливость («Волшебная дудочка», «Танец шляпы»);
игры, побуждающие участников к общению друг с другом («Мне нравится», «Мирные и воинственные», «Свободный стул»);
игры на развитие выдержки («Тихо и громко»);
игры на осознание частей тела («Хлопай и качайся», «Мышка»);
игры на расслабление («Усыпляющая музыка»).
Материалы о воспитании и обучении:
Планы уроков и методические комментарии к изучению задач
на построение в курсе геометрии 8 класса
На изучение данной темы отводится два урока. Перед изучением данной темы необходимо рассмотреть задачу №385, где даётся доказательство теоремы Фалеса. Теорема Фалеса Теорема. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямы ...
Решение задач на построение методом подобия
При решении многих задач на построение применяется метод подобия, суть которого заключается в следующем: сначала строится фигура подобная данной, затем эта фигура увеличивается (уменьшается) в нужном отношении (т.е. строится подобная фигура), удовлетворяющая условию задачи. Процесс обучения примене ...
Исследование внимания
Тест: «Переплетенные линии» Оценка устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее нача ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.