Проблема «интереса» в контексте музыкального воспитания старших дошкольников

Страница 1

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Видные педагоги, музыканты, психологи и музыковеды —неоднократно указывали на то, что усвоение знаний, формирование практических умений и навыков в области музыки должно быть направлено, прежде всего, на развитие интереса к ней. Ученые предостерегали педагогов от занятий музыкальной деятельностью только для выработки определенных умений, от превращения в самоцель овладение техническими навыками. Знания и умения должны лежать в основе воспитания музыкальных интересов, привития любви к искусству и раскрывать возможности для разностороннего развития подрастающего поколения.

Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников. Интерес — обязательное условие для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Д.Б.Кабалевский создал программу, в которой принципы, методы и приемы работы с детьми направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать музыкой, раскрыть ее возможности духовного обогащения человека.

О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по ее утверждению, ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке ученый называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.

Важные идеи при анализе понятия "музыкальный интерес" высказаны известным музыковедом А.Н. Сохором. Анализируя понятие "музыкальный интерес", автор выявил наличие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. В основе интереса к музыке лежит знание, приобретаемое в процессе активной мыслительной деятельности. Знания и эмоции являются побудительной силой к определенным действиям и влияют на поведение индивида в целом. Исследования Е.Я. Бурлиной, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Зубачевской, Т.Д. Сусловой также отражают структуру музыкального интереса. Авторы указывают на единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Однако Е.Я. Бурлина пишет, что познание носит подчиненный характер по отношению к эмоциям человека, но все же подчеркивает, что основой музыкального интереса является познавательный элемент. В исследовании Т.Д. Сусловой определены показатели развития музыкального интереса. К ним относятся эмоциональная отзывчивость на музыку, обобщенный характер музыкальных знаний и умений, наличие отношения к музыкальному произведению, проявление себя в креативной деятельности, развитие творческого мышления.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность образования с онтологической точки зрения
Онтологический анализ предполагает рассмотрение объектов и явлений с точки зрения их бытия как реальной действительности, как феноменов, а не как ноуменов (понятий), обозначающих эти объекты и явления. Образование традиционно считается одной из ключевых категорий педагогики, и переосмысление её сущ ...

Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии
Внимание являлось одним из первых объектов исследования в экспериментальной психологии. Разработкой проблемы внимания занимались такие видные ученые как В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др. Большое значение для понимания физиологических основ внимания имели работы выдающихся р ...

Русская матрёшка
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По ср ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru