Основные функции управления образовательной системой и способы их реализации

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Основные функции управления образовательной системой и способы их реализации

Страница 1

Содержание управленческой деятельности различных органов управления образовательными системами имеет свои отличия, но общим в них является то, что структурно они складываются из ряда управленческих функций, сходных по своей сущности и названиям.

В различных исследованиях проблем управления называются различное количество необходимых для достижения цели управленческих функций, к тому же разных по своим названиям. Так один из современных исследователей Ю.А. Назаров в своих лекциях по основам менеджмента после обобщения различных подходов к классификации функций управления считает, «что процесс управления состоит из 4-х основных функций – планирования, организации, мотивации и контроля». Сотрудники Института управления образованием Российской Академии образования под руководством В.С. Лазарева, рассматривая управление развитием школы, вычленяют также 4 основных функции, но в другом, по сравнению с Ю.А. Назаровым, сочетании: планирование, организацию, руководство и контроль. Ю.А. Конаржевский обосновал, что существенное значение в управлении образовательными системами имеет функция педагогического анализа, предшествующая планированию и обосновывающая цель, задачи управления и содержание плана.

В любом случае, если осуществлять процессный анализ сущности управления, то оно складывается из ряда последовательных функций.

Функция управления – это определенный тип управленческой деятельности, имеющей относительно самостоятельные цель и результат. Последовательное выполнение всего цикла управленческих функций позволяет достигнуть генеральную, основную цель управления образовательной системой.

Синтезируя различные подходы к определению функций управления, можно выделить те из них, без реализации которых управление образовательными системами не может быть достаточно полным и оптимальным. Таких функций, как минимум, пять:

педагогический анализ;

принятие управленческого решения, включающее в себя целеполагание, постановку задач и разработку календарного плана;

организация;

контроль;

регулирование.

Педагогический анализ – тип управленческой деятельности, целью и результатом которой является описание исходного состояния образовательной системы по критериям и показателям, характеризующим эту систему в целом и её основные составляющие.

С педагогического анализа начинается цикл управления и им же заканчивается. В результате анализа выявляются исходные предпосылки для определения цели дальнейшего функционирования и развития педагогической системы и её составляющих. При этом важно определить, что именно необходимо анализировать, какими методами собирать информацию для анализа, как анализировать. Педагогический анализ позволяет получить необходимую исходную информацию для выработки обоснованного управленческого решения. При этом важно, чтобы исходная информация соответствовала всем ранее сформулированным критериям ее достоверности – поступала своевременно, не была искажённой, при получении по разным каналам была сопоставимой. Результатом педагогического анализа является описание исходного состояния образовательной системы по её существенным параметрам и вычленение актуальных проблем, требующих своего решения в последующей деятельности.

Принятие управленческого решения – функция управления, которая заключается в мысленном предвосхищении нового, желаемого будущего состояния системы и её составляющих, а также способов его достижения. Управленческое решение выражается в сформулированных цели и задачах управления педагогической системой, а также в плане мероприятий, который предстоит осуществить для решения поставленных задач и достижения цели. Результатом принятого управленческого решения, по существу, является план.

Организация как функция управления – тип деятельности, направленной на создание органов, способных реализовать управленческое решение, выполнять план, решать поставленные задачи и достигать цели управления. Результатом организации являются действующие индивиды или группы людей. Существенным фактором для организации деятельности людей является система стимулов к труду – моральных, материальных и морально-материальных.

Контроль – функция, замыкающая цикл управления. Результатом контроля является информация об изменениях, происходящих в образовательной системе, о степени решения задач и достижения цели управления. Собранная в процессе контроля информация является исходной для нового педагогического анализа и начала нового цикла управления.

Функция регулирования реализуется в том случае, если в процессе контроля обнаруживаются отклонения от намеченной цели и плана. При этом регулированию подлежат и сами управленческие функции. Поэтому регулирование принято считать сквозной функцией управления, обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие управляемой системы.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Методы решения задач по физике
Курс рассчитан на учащихся 10–11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса: · развитие интереса к физике и решению физических задач; · совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; · фор ...

Способы печати линогравюры
По способам печати всё многообразие приёмов и разновидностей техник сводится к трём видам. Первым из них является высокая печать. В этой технике отпечаток дают те участки, которые остаются на плоскости доски. В полиграфии доска, с которой печатается большой тирах оттисков, называется клише. Вторым ...

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru