Основные функции управления образовательной системой и способы их реализации

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Основные функции управления образовательной системой и способы их реализации

Страница 1

Содержание управленческой деятельности различных органов управления образовательными системами имеет свои отличия, но общим в них является то, что структурно они складываются из ряда управленческих функций, сходных по своей сущности и названиям.

В различных исследованиях проблем управления называются различное количество необходимых для достижения цели управленческих функций, к тому же разных по своим названиям. Так один из современных исследователей Ю.А. Назаров в своих лекциях по основам менеджмента после обобщения различных подходов к классификации функций управления считает, «что процесс управления состоит из 4-х основных функций – планирования, организации, мотивации и контроля». Сотрудники Института управления образованием Российской Академии образования под руководством В.С. Лазарева, рассматривая управление развитием школы, вычленяют также 4 основных функции, но в другом, по сравнению с Ю.А. Назаровым, сочетании: планирование, организацию, руководство и контроль. Ю.А. Конаржевский обосновал, что существенное значение в управлении образовательными системами имеет функция педагогического анализа, предшествующая планированию и обосновывающая цель, задачи управления и содержание плана.

В любом случае, если осуществлять процессный анализ сущности управления, то оно складывается из ряда последовательных функций.

Функция управления – это определенный тип управленческой деятельности, имеющей относительно самостоятельные цель и результат. Последовательное выполнение всего цикла управленческих функций позволяет достигнуть генеральную, основную цель управления образовательной системой.

Синтезируя различные подходы к определению функций управления, можно выделить те из них, без реализации которых управление образовательными системами не может быть достаточно полным и оптимальным. Таких функций, как минимум, пять:

педагогический анализ;

принятие управленческого решения, включающее в себя целеполагание, постановку задач и разработку календарного плана;

организация;

контроль;

регулирование.

Педагогический анализ – тип управленческой деятельности, целью и результатом которой является описание исходного состояния образовательной системы по критериям и показателям, характеризующим эту систему в целом и её основные составляющие.

С педагогического анализа начинается цикл управления и им же заканчивается. В результате анализа выявляются исходные предпосылки для определения цели дальнейшего функционирования и развития педагогической системы и её составляющих. При этом важно определить, что именно необходимо анализировать, какими методами собирать информацию для анализа, как анализировать. Педагогический анализ позволяет получить необходимую исходную информацию для выработки обоснованного управленческого решения. При этом важно, чтобы исходная информация соответствовала всем ранее сформулированным критериям ее достоверности – поступала своевременно, не была искажённой, при получении по разным каналам была сопоставимой. Результатом педагогического анализа является описание исходного состояния образовательной системы по её существенным параметрам и вычленение актуальных проблем, требующих своего решения в последующей деятельности.

Принятие управленческого решения – функция управления, которая заключается в мысленном предвосхищении нового, желаемого будущего состояния системы и её составляющих, а также способов его достижения. Управленческое решение выражается в сформулированных цели и задачах управления педагогической системой, а также в плане мероприятий, который предстоит осуществить для решения поставленных задач и достижения цели. Результатом принятого управленческого решения, по существу, является план.

Организация как функция управления – тип деятельности, направленной на создание органов, способных реализовать управленческое решение, выполнять план, решать поставленные задачи и достигать цели управления. Результатом организации являются действующие индивиды или группы людей. Существенным фактором для организации деятельности людей является система стимулов к труду – моральных, материальных и морально-материальных.

Контроль – функция, замыкающая цикл управления. Результатом контроля является информация об изменениях, происходящих в образовательной системе, о степени решения задач и достижения цели управления. Собранная в процессе контроля информация является исходной для нового педагогического анализа и начала нового цикла управления.

Функция регулирования реализуется в том случае, если в процессе контроля обнаруживаются отклонения от намеченной цели и плана. При этом регулированию подлежат и сами управленческие функции. Поэтому регулирование принято считать сквозной функцией управления, обеспечивающей устойчивое функционирование и развитие управляемой системы.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности восприятия литературного произведения младшими школьниками
Поскольку мы предполагаем, работать с литературным произведением, считаем необходимым рассмотреть психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками и уровни восприятия художественного произведения. В психологической литературе существуют разные подходы к опред ...

Исследование особенностей чтения у младших школьников
Основной целью исследования является выявление особенностей нарушения чтения у младших школьников. Постановка цели исследования вызвала необходимость решения следующих конкретных задач: 1) исследовать особенности нарушения чтения у школьников с недоразвитием речи и выявить механизмы нарушения чтени ...

Восприятие как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru