Управление образованием в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Управление образованием в социально-территориальных системах

Управлять образованием в социально-территориальных системах – это не то же самое, что управлять системой образования на той или иной территории. Здесь необходимо сопряжённое управление и социальными системами образования как институтами, и образованием более сложного характера, каковым является социально-территориальная система в целом. При этом надо иметь ввиду, что в этой целостной системе имеют место спонтанные образования, происходящие по синергетическому принципу, и управляемые образования, происходящие по кибернетическому принципу.

Основным и единственным средством управления во всяких системах, в том числе и образовательных, является информация. Информация ‑ это то, с помощью чего управляющая подсистема действует на управляемую, а управляемая ‑ на управляющую. Один из основоположников отечественной кибернетики А.И. Берг не случайно образно назвал информацию «хлебом кибернетики».

Информацию, поступающую от управляющей подсистемы к управляемой (к примеру, от учителя к ученикам), в кибернетике называют прямой, а поступающую от управляемой к управляющей (скажем, от учащихся к учителю или от образовательных учреждений к территориальному органу управления образованием) ‑ обратной. Если управление осуществляется только путем передачи прямой информации, то его называют управлением по принципу «черного ящика». Если же управляющая подсистема выполняет следящую функцию и систематически получает информацию о процессах, происходящих в управляемой подсистеме и её изменениях на выходе, то такое управление называется управлением по принципу «прозрачного ящика». Схематически эти два вида управления изображены соответственно на рис. 10 и 11.

Прямая информация

Рис. 11. Схема управления по принципу «прозрачного ящика»

1 - управляющая подсистема;

2 - управляемая подсистема

Рис. 10. Схема управления по принципу «чёрного ящика»

Управление только тогда способствует достижению поставленных целей, когда оно осуществляется посредством достоверной информации. Это обстоятельство имеет особое значение для управления в социальных системах, ибо в силу неизбежности субъективного отношения людей друг к другу или к той иной информации, она может по-разному пониматься, модифицироваться и даже быть искаженной.

В исследованиях основоположников отечественной кибернетики А.И. Берга, В.М. Глушкова и других сформулированы в общем виде основные требования к достоверной информации. Информация считается достоверной, если она отвечает, по меньшей мере, трем требованиям одновременно:

1) поступает своевременно;

2) не искажена помехами и шумами;

3) если информация, поступающая по различным каналам, сопоставима.

В социальных системах наряду с достоверной информацией часто циркулирует «псевдоинформация» в виде слухов и даже сплетен, которые не в коей мере не могут являться основаниями для принятия управленческих решений. Управленцу, имеющему дело с людьми, требуется обладать высокой информационной культурой, чтобы принимать решения на основе достоверной информации. Для этого необходимо постоянно проверять информацию, стремиться получать её по разным каналам, разными методами и сопоставлять

Материалы о воспитании и обучении:

Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях проблема использования социально-педагогических методов достаточно важна. Социально-педагогическая деятельность сотрудников должна быть эффективной, научно разработанной и высоко результативной, таким образом, педагог должен владеть социально-педа ...

Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся
Индивидуальные особенности переключения внимания исследовались по тем же критериям, что и устойчивость внимания: по признаку пола и коэффициенту вариативности. Индивидуальные особенности переключения внимания по признаку пола выявлялись путем сравнения среднеарифметических показателей количества пр ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru