При выявлении симптокомплексов О баллов ставилось за несовпадение симптома с рисунком ребёнка, а максимальный балл ставился ребёнку за полное совпадение рисунка с данным критерием
Методика №2 «Дом – дерево - человек».
Автором теста является американский психолог Дж. Бак. Данная методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш (желательно карандаш 2М, так как при его использовании хорошо видны изменения в силе нажима); ластик.
Особенности анализа и интерпретации рисунков теста «Дом – дерево – человек» представлены в работах таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие.
Обработка результатов:
Симптокомплекс |
Симптомы |
Баллы |
Незащищённость |
Рисунок в самом центре листа |
0, 1. 2, 3 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0, 1, 2, 3 | |
Дом, дерево – у самого края |
0, 1, 2 | |
Рисунок внизу листа |
0, 1, 2, 3 | |
Много второстепенных деталей |
0, 1, 2, 3 | |
Дерево на горе |
0, 1 | |
Очень подчёркнутые корни |
0, 1 | |
Непропорционально длинные руки |
0, 1 | |
Широко расставленные ноги |
0, 1 | |
Тревожность |
Облака |
0, 1, 2, 3 |
Выделение отдельных деталей |
0, 1 | |
Ограничение пространства |
0, 1, 2, 3 | |
Штриховка |
0, 1, 2, 3 | |
Линия с сильным нажимом |
0, 1 | |
Много стираний |
0, 1. 2 | |
Мёртвое дерево, больной человек |
0, 2 | |
Подчёркнутая линия основания |
0, 1, 2, 3 | |
Толстая линия фундамента дома |
0, 2 | |
Затушёвывание |
0, 1 | |
Недоверие |
Очень слабая линия рисунка |
0, 2 |
Дом у края листа |
0, 1 | |
Слабая линия ствола |
0, 1 | |
Одномерное дерево |
0, 1 | |
Очень маленькая дверь |
0, 1 | |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка |
0, 1 | |
Чувство неполноценности |
Рисунок очень маленький |
0, 1, 2, 3 |
Отсутствуют руки, ноги |
0, 2 | |
Руки за спиной |
0, 1 | |
Непропорционально короткие руки |
0, 1 | |
Непропорционально узкие плечи |
0, 1 | |
Непропорционально большая система веток |
0, 1 | |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0, 1 | |
Дерево, умершее от гниения |
0, 1 | |
Враждебность |
Отсутствие окон |
0, 2 |
Замочная скважина в двери |
0, 1 | |
Очень большое дерево |
0, 1 | |
Дерево у края листа |
0, 1 | |
Обратный профиль человека |
0, 1 | |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0, 1 | |
Глаза – пустые глазницы |
0, 2 | |
Длинные острые пальцы |
0, 2 | |
Оскал, видны зубы |
0, 1 | |
Агрессивная поза человека |
0, 2 | |
Трудности общения |
Отсутствие двери |
0, 2 |
Очень маленькая дверь |
0, 1 | |
Отсутствие окон |
0, 2 | |
Окна – отверстия без рам |
0, 1 | |
Излишне закрытые окна |
0, 1 | |
Выделенное лицо |
0, 1 | |
Лицо, нарисованное последним |
0, 1 | |
Отсутствие основных деталей лица |
0, 2 | |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0, 2 | |
Дом, человек в профиль |
0, 1 | |
Дверь без ручки |
0, 1 | |
Руки в оборонительной позиции |
0, 1 | |
Высказывание о нарисованном человеке, как об одиноком, без друзей |
0, 1 | |
Депрессивность |
Помещение рисунка в самый низ листа |
0, 1, 2, 3 |
Вид дерева или дома сверху |
0, 1 | |
Линия основания, идущая вниз |
0, 1 | |
Лини, слабеющая в процессе рисования |
0, 2 | |
Сильная усталость после рисования |
0, 2 | |
Очень маленькие рисунки |
0, 2 | |
Конфликтность (фрустрация) |
Ограничение пространства |
0, 1, 2, 3 |
Перспектива снизу |
0, 1, 2, 3 | |
Перерисовывание объекта |
0, 2 | |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0, 2 | |
Дерево, как два дерева |
0, 2 | |
Явное несоответствие качества одного рисунка другим |
0, 2 | |
Противоречивость рисунков и высказываний |
0, 1 | |
Подчёркнутая талия |
0, 1 | |
Отсутствие трубы на крыше |
0, 1 |
Материалы о воспитании и обучении:
Понятие педагогической системы
В учебной и научной педагогической литературе до настоящего времени не сформулировано чёткое понятие "педагогическая система", не дано ясное представление о её структуре и функции. Это обстоятельство привело к тому, что термин "педагогическая система" употребляется в различных к ...
Дистанционное обучение по курсу "История"
Дистанционное обучение уже вполне серьезно заявляет о себе как новый, самый современный и перспективный вид образовательного процесса. В этом легко убедиться, посетив одни из компьютерных салонов или просмотрев одно из изданий периодической печати, популяризирующее, наряду с аппаратными средствами ...
Социально-педагогические типы семей и их воспитательный потенциал
В нашей стране воспитание детей в семье рассматривается как важнейшее государственное дело и гражданский долг родителей. Однако родительская ответственность не сводится только к юридической. И не закон является главным гарантом ее становления и укрепления. Родители выполняют свои обязанности, прежд ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.