Методика №1 «Моя семья».
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.
Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Бернс, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюлс и другие.
Инструкция: «Нарисуй свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.)
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.
После выполнения задания ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из них нарисован здесь самый счастливый? Несчастный? Почему» и так далее.
Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие).
Обработка результатов:
Симптокомплекс |
Симптомы |
Баллы |
Благоприятная семейная ситуация |
Общая деятельность всех членов семьи |
0, 2 |
Преобладание людей на рисунке |
0, 1 | |
Изображение всех членов семьи |
0, 2 | |
Отсутствие изолированных членов семьи |
0, 2 | |
Отсутствие штриховки |
0, 1 | |
Хорошее качество линий |
0, 1 | |
Отсутствие показателей враждебности |
0, 2 | |
Адекватное распределение людей на листе |
0, 1 | |
Тревожность |
Штриховка |
0, 1, 2, 3 |
Линия основания, пол |
0, 1 | |
Линия над рисунком |
0, 1 | |
Линия с сильным нажимом |
0, 1 | |
Стирание |
0, 1, 2 | |
Преувеличенное внимание к деталям |
0, 1 | |
Преобладание вещей |
0, 1 | |
Двойные или прерывистые линии |
0, 1 | |
Подчёркивание отдельных деталей |
0, 1 | |
Конфликтность в семье |
Барьеры между фигурами |
0, 2 |
Стирание отдельных фигур |
0, 1 | |
Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
0, 2 | |
Выделение отдельных фигур |
0, 2 | |
Изоляция отдельных фигур |
0, 2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур |
0, 2 | |
Несоответствие вербального описания и рисунка |
0, 1 | |
Преобладание вещей |
0, 1 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |
0, 2 | |
Член семьи, стоящий спиной |
0, 1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Автор рисунка не пропорционально мал |
0, 2 |
Расположение фигур в нижней части листа |
0, 2 | |
Линия слабая, прерывистая |
0, 1 | |
Изоляция автора от других |
0, 2 | |
Маленькие фигуры |
0, 1 | |
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора |
0, 1 | |
Отсутствие автора |
0, 2 | |
Автор стоит спиной |
0, 1 | |
Враждебность в семейной ситуации |
Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0, 2 |
Агрессивная поза фигуры |
0, 1 | |
Зачёркнутая фигура |
0, 2 | |
Деформированная фигура |
0, 2 | |
Обратный профиль |
0, 1 | |
Руки раскинуты в стороны |
0, 1 | |
Пальцы длинные, подчёркнутые |
0, 1 |
Материалы о воспитании и обучении:
Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке
Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлият ...
Индивидуальная консультация с родителями
Тема: Как победить застенчивость Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальн ...
Творческое мышление и его особенности
Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не всегда связано только с одним из видов мышления, ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.