Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми нарушениями

Педагогика сегодня » Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения » Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми нарушениями

Страница 2

Методика №1 «Моя семья».

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.

Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Бернс, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюлс и другие.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.)

Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.

После выполнения задания ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из них нарисован здесь самый счастливый? Несчастный? Почему» и так далее.

Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие).

Обработка результатов:

Симптокомплекс

Симптомы

Баллы

Благоприятная семейная ситуация

Общая деятельность всех членов семьи

0, 2

Преобладание людей на рисунке

0, 1

Изображение всех членов семьи

0, 2

Отсутствие изолированных членов семьи

0, 2

Отсутствие штриховки

0, 1

Хорошее качество линий

0, 1

Отсутствие показателей враждебности

0, 2

Адекватное распределение людей на листе

0, 1

Тревожность

Штриховка

0, 1, 2, 3

Линия основания, пол

0, 1

Линия над рисунком

0, 1

Линия с сильным нажимом

0, 1

Стирание

0, 1, 2

Преувеличенное внимание к деталям

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Двойные или прерывистые линии

0, 1

Подчёркивание отдельных деталей

0, 1

Конфликтность в семье

Барьеры между фигурами

0, 2

Стирание отдельных фигур

0, 1

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0, 2

Выделение отдельных фигур

0, 2

Изоляция отдельных фигур

0, 2

Неадекватная величина отдельных фигур

0, 2

Несоответствие вербального описания и рисунка

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0, 2

Член семьи, стоящий спиной

0, 1

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Автор рисунка не пропорционально мал

0, 2

Расположение фигур в нижней части листа

0, 2

Линия слабая, прерывистая

0, 1

Изоляция автора от других

0, 2

Маленькие фигуры

0, 1

Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора

0, 1

Отсутствие автора

0, 2

Автор стоит спиной

0, 1

Враждебность в семейной ситуации

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0, 2

Агрессивная поза фигуры

0, 1

Зачёркнутая фигура

0, 2

Деформированная фигура

0, 2

Обратный профиль

0, 1

Руки раскинуты в стороны

0, 1

Пальцы длинные, подчёркнутые

0, 1

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Информатика и информационные технологии
Информатика как научное направление обязана своим происхождением идеям создания компьютера. В США науку о вычислительной технике назвали компьютерные науки, во Франции ей дали имя информатика от слов информация и автоматика. У нас это понятие прижилось как «информатика». В целом, информатика - это ...

Основные закономерности развития физических способностей
Ю.Ф.Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения». Закономерности рассматриваются как выражение д ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru