Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми нарушениями

Педагогика сегодня » Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения » Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми нарушениями

Страница 2

Методика №1 «Моя семья».

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.

Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Бернс, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюлс и другие.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.)

Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.

После выполнения задания ребёнку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из них нарисован здесь самый счастливый? Несчастный? Почему» и так далее.

Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и другие).

Обработка результатов:

Симптокомплекс

Симптомы

Баллы

Благоприятная семейная ситуация

Общая деятельность всех членов семьи

0, 2

Преобладание людей на рисунке

0, 1

Изображение всех членов семьи

0, 2

Отсутствие изолированных членов семьи

0, 2

Отсутствие штриховки

0, 1

Хорошее качество линий

0, 1

Отсутствие показателей враждебности

0, 2

Адекватное распределение людей на листе

0, 1

Тревожность

Штриховка

0, 1, 2, 3

Линия основания, пол

0, 1

Линия над рисунком

0, 1

Линия с сильным нажимом

0, 1

Стирание

0, 1, 2

Преувеличенное внимание к деталям

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Двойные или прерывистые линии

0, 1

Подчёркивание отдельных деталей

0, 1

Конфликтность в семье

Барьеры между фигурами

0, 2

Стирание отдельных фигур

0, 1

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

0, 2

Выделение отдельных фигур

0, 2

Изоляция отдельных фигур

0, 2

Неадекватная величина отдельных фигур

0, 2

Несоответствие вербального описания и рисунка

0, 1

Преобладание вещей

0, 1

Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0, 2

Член семьи, стоящий спиной

0, 1

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Автор рисунка не пропорционально мал

0, 2

Расположение фигур в нижней части листа

0, 2

Линия слабая, прерывистая

0, 1

Изоляция автора от других

0, 2

Маленькие фигуры

0, 1

Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора

0, 1

Отсутствие автора

0, 2

Автор стоит спиной

0, 1

Враждебность в семейной ситуации

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0, 2

Агрессивная поза фигуры

0, 1

Зачёркнутая фигура

0, 2

Деформированная фигура

0, 2

Обратный профиль

0, 1

Руки раскинуты в стороны

0, 1

Пальцы длинные, подчёркнутые

0, 1

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности этнического воспитания
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. На протяжении более чем двадцати столетий – от эпохи Платона до наших дней – эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. Анализ отечественной научно-педагогической литературы ...

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru