Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Страница 3

Оптимистический взгляд на педагогическое образования вытекает из признания педагогической деятельности в качестве «метадеятельности», то есть деятельности, надстроенной над деятельностью других людей и способствующей её эффективности и развитию самих людей. Пессимизм же в отношении к педагогическому образованию выражается в том, что «реформаторы» системы образования время от времени задаются вопросом: «А нужны ли нам педагогические вузы, когда есть университеты?». Во всяком случае, на Всероссийском совещании-семинаре заведующих кафедрами педагогики и психологии, прошедшем в сентябре 2002 года в городе Волгограде, в выступлениях крупных учёных и представителей Министерства образования Российской Федерации было отмечено, что с созданием объединённого Министерства, с введением государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования неоднократно поднимался вопрос о целесообразности сохранения педагогических вузов, а в области педагогического образования сделано «три шага назад» по сравнению с 80-ми годами ХХ века.

Признавая приоритетность роли образования для будущего, необходимо вместе с этим признать, что его успех обусловлен, прежде всего, тем, какой учитель будет работать в этой системе, какой педагог будет воспитывать детей и граждан своей страны, осуществлять их образование.

Совершенно очевидно, что педагог должен быть готовым к работе в системе «человек-человек». Следовательно, ему необходима, прежде всего, фундаментальная человековедческая подготовка, и в этом отношении трудно переоценить роль педагогического образования.

Таким образом, если образование рассматривать как ведущую сферу в социально-территориальной системе, то педагогическое образование является в ней приоритетным. Из этого и необходимо исходить, решая проблемы модернизации педагогического образования сегодня.

Из обобщения современных подходов к содержанию педагогического образования следует, что оно «интегрирует в себя аксиологические, когнитивные, операциональные и валеологические компоненты».

Аксиологический компонент педагогического образования предполагает, что современный педагог понимает миссию образования и свою собственную в социокультурной системе и её динамике, убеждён в ценности образования для себя и своих воспитанников, разделяет концепцию «человека как высшей ценности».

Когнитивный компонент – результат познания студента и самообразования педагога, в котором интегрированы их человековедческая, общекультурная, предметная и иная подготовка, позволяющая им вариативно мыслить при решении бесконечного множества педагогических проблем и задач, рефлексировать свою профессиональную деятельность и её результаты.

Операциональный компонент связан с методической компетентностью и умениями создавать и реализовать педагогические ситуации и системы, адекватные «субъективной реальности педагога», педагогическим целям и соответствующие «интересам человека, общества и государства».

Валеологический компонент – компетентность педагога в области здоровье сберегающих технологий воспитания и обучения, позволяющих осуществлять образование не вопреки здоровью своему и своих учеников, а во благо ему и окружающей природе.

Действующие стандарты высшего педагогического образования, да и разрабатываемые их проекты, пока остаются далёкими от того, чтобы это образование играло во всей социокультурной системе роль, соответствующую его предназначению. В то же время, эта роль определяется не только стандартами, но и позицией каждого педагогического вуза, их учёных советов и профессорско-преподавательского состава. В этой связи необходимо полнее использовать этот резерв и возможности национально-регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО.

Страницы: 1 2 3 

Материалы о воспитании и обучении:

Высокотехнологическая образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как ...

Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников
В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся. Как известно, к с ...

Психолого-педагогический аспект изучения темы "Геометрические построения циркулем и линейкой"
Подростковый возраст - остро протекающий период от детства к взрослости (13-16 лет), в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся сист ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru