Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Страница 2

Педагогически образованный человек – это тот, который осознаёт себя субъектом педагогических отношений в той или иной общности, обладает тем или иным уровнем педагогических знаний, способный проектировать и реализовать педагогические взаимодействия с целью воспитания и обучения другого и изменять межличностных отношения в группе и коллективе.

Прижизненно всякий человек с неизбежностью получает педагогическое образование, так как является субъектом педагогических взаимодействий в семье, в других социальных общностях. Участие в этих взаимодействиях сопряжено с интериоризацией личностью педагогического опыта. В таком случае имеет место спонтанное педагогическое образование, и в нём существенную роль играют этнопедагогические традиции. Народная педагогика генетически более ранняя, по сравнению с научной. Традиции народной педагогики передавались и передаются от поколения к поколению всегда, что и является механизмом спонтанного педагогического образования всех живущих на Земле.

Другое дело ‑ педагогическое образование как профессиональное, как социальный институт. Это уже составляющая социальной культуры, искусственное создание такого вида образования, которое специально направлено на подготовку педагогически образованных специалистов. Особое место в этом институте занимают педагогические вузы, призванные обеспечивать подготовку таких специалистов соответствующего уровня, сочетающих в себе и их спонтанное этнопедагоическое образование, и научную педагогическую подготовку в соответствии с современным состоянием науки.

В системе педагогических вузов различаются, в зависимости от степени интеграции в них научно-педагогических исследований и профессионального образования, институты, академии и университеты. Если институты есть сервисные образовательные учреждения, преимущественно предоставляющие студентам соответствующие образовательные услуги, то педагогические академии и университеты готовят специалистов по принципу «обучая, исследуем» и «исследуя, обучаем». Для современного педагогического вуза существенным является включение в контекст образовательного процесса научно-педагогических исследований, приобщение к этому процессу не только преподавателей, сотрудников и аспирантов, но и студентов. Чем более студенты занимаются вместе с преподавателями научно-педагогическими исследованиями, тем вуз ближе по своему статусу к педагогическому университету.

В Дальневосточном федеральном округе высшее педагогическое образование можно получить в 9 вузах: Дальневосточном государственном университете (г. Владивосток), Дальневосточном государственном гуманитарном университете (г. Хабаровск), Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан), Благовещенском государственном педагогическом университете, Камчатском государственном университете, Сахалинском государственном университете, Северном международном университете (г. Магадан), Уссурийском государственном педагогическом институте, Якутском государственном университете имени М.К. Аммосова. Педагогов со средним профессиональным образованием в округе готовят педагогические колледжи, которые есть почти во всех областных и краевых административных центрах и крупных городах. Иначе говоря, профессиональное педагогическое образование доступнее для желающих его получить доступнее, чем иное другое профессиональное образование, ибо соответствующие образовательные учреждения имеются на всей территории округа.

Актуальными для современного педагогического вуза являются не только предоставление соответствующих образовательных услуг, но и исследования, направленные на поиски решений проблем, связанных с преодолением имеющихся недостатков в профессиональной компетентности педагогов, ранее окончивших педагогические учебные заведения и работающих в образовательных учреждениях. Среди этих недостатков академик РАО В.П. Борисенков отмечает следующие:

для педагогов «зачастую ученик по-прежнему всё ещё не главная ценность и цель учебного процесса, а лишь его объект»;

«многими учителями слабо осознаётся личная воспитательная роль в глазах учащихся и их родителей»;

низкая диагностическая культура;

устаревшие психолого-педагогические знания;

доминирование монологических технологий преподавания;

недооценка профессиональной рефлексии в структуре своей деятельности.

Если выйти за пределы общеобразовательной школы, педагогическая культура и компетентность многих преподавателей учреждений начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, не говоря уже о родителях и руководителях различного уровня и профиля, недостаточны. Педагогическая действительность многогранна, следовательно, вопрос о приобщении людей к педагогической культуре чрезвычайно важный для современной социокультурной системы и её положительной динамики.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Образование как социально-педагогическое явление
С точки зрения социально-педагогической, смысл образования заключается в изменении образов не только индивидов, но и социальных групп, которые также могут являться и чаще всего являются субъектами образования. Назовём систему в этом смысле слова социальным образованием. В социальном образовании име ...

Задания, упражнения, игры для развитиям мышления
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Воображение — психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и с ...

Организация и проведение КТД «Стенгазета «Я и мой друг»»
Цель — развитие интереса школьника к себе и своим товарищам, открыть себя для других, открыть других для себя, опказать свои положительные стороны, заинтересовать собой и своим другом других детей в классе. Комментарий. Ключевое в этой формуле — слово «интерес», выражающее готовность, позитивный на ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru