Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Педагогическое образование в социально-территориальных системах

Страница 1

Особое место в модернизации образования как общественного института должно занимать педагогическое образование всех членов общества и профессиональное образование педагогов. Очевидно, педагогическое образование должно стать неотъемлемой составной частью общего образования для всех, ибо каждый человек с неизбежностью является субъектом педагогических отношений в течение всей своей жизни. В таком случае знания основ педагогической науки необходимы каждому, чтобы осознавать и сознательно строить эти отношения. «Осознание же, как писал Л.С. Выготский, ‑ приходит через ворота научных понятий». Предпосылки для осознанного отношения к педагогической деятельности и профессии педагога создаёт педагогический всеобуч.

В педагогическую профессию необходимо привлечь лучших представителей нации, не только желающих заниматься педагогической деятельностью профессионально, но и высоко нравственных и образованных. Для этого необходимы, прежде всего, адекватная социальной значимости профессии оплата труда педагогов и другие проявления забот общества и государства о престиже педагогической профессии. Профессионально-педагогическое образование, как было замечено ранее, является «образованием над образованием», ибо педагоги, в конечном счете, определяют, какие люди выходят из стен образовательных учреждений.

Высшее педагогическое образование в сложившейся социокультурной системе обычно рассматривается в качестве разновидности профессионального образования соответствующего уровня, рядоположенного с другими его видами. Тем не менее, есть основания считать его особым видом, ибо от профессионалов-педагогов существенно зависит эффективность всех других видов образования. В этой связи, не случайно вице-президент РАО В.П. Борисенков в докладе на Общем собрании РАО, посвящённом её 60-летию, подчёркивал: «Научить учить и научить воспитывать – вот главная задача педагогического вуза в отличие от всех других. Поэтому усилия по совершенствованию педагогического образования должны быть направлены на то, чтобы сделать его профессиональным». Следовательно, роль педагогического образования в социокультурной динамике определяется как ведущая, от педагогического образования более всего зависит развитие общества и его культуры. Пока же в обществе и государстве доминирует экономико-центрическое мышление, роль образования вообще и педагогического образования в частности недооценивается. В то же время обнадёживающими представляются декларации относительно роли образования, провозглашённые в основополагающих государственных документах. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает сферу образования приоритетной. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года признаётся, что образование является «важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества» и «одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны». Программа модернизации педагогического образования, принятая решением коллегии Минобразования России от 18 февраля 2003 года № 2/1, рассматривает эту модернизацию в качестве эффективного и динамичного механизма модернизации всего российского образования и намечает конкретные меры по совершенствованию содержания, форм, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования .

Целью системы педагогического образования как государственного института во все времена являлась подготовка квалифицированных педагогических кадров для системы общего (дошкольного, начального, основного, среднего) образования, преподавателей общеобразовательных учебных дисциплин для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Институциализация педагогического образования в России произошла относительно недавно, по сравнению с другими образовательными институтами. Регулярная подготовка учителей для начальной школы начала осуществляться в учительских семинариях, церковно-учительских, второклассных школах, женских гимназиях, епархиальных училищах и педагогических курсах в XIX веке. Подготовка учителей для гимназий и уездных училищ осуществлялась в педагогических институтах сначала с 3-х, а с 1835 года с 4-х летними сроками обучения. Предпосылки для создания в России высшего педагогического образования были заложены отечественными педагогами К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым. Первым полноценным педагогическим вузом в России стал Педагогический институт имени П.Г. Шелапутина, открытый в Москве в 1911 году.

В советский период долгое время подготовка педагогических кадров осуществлялась на разнообразных педагогических курсах, в педагогических классах, педагогических техникумах и колледжах, в учительских институтах, в университетах. Только с 1965 года в СССР стала создаваться система полноценного высшего педагогического образования.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Роль работы учителя с семьёй в начальных классах
«Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися». «Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и те ...

Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции: определить цель создания обучающей программы; создать тематический план; разработать обучающую программу (пошаговый тематический план); создать матрицу – скелет обучающей программы; создать опытный об ...

Православная педагогика как общественное явление
Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство". Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru