Содержание, методы и организационные формы российского образования на Дальнем Востоке

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Содержание, методы и организационные формы российского образования на Дальнем Востоке

Страница 1

Понятие «содержание образования» включает в себя двуединый смысл. С одной стороны, это программируемый и отраженный в различных источниках информации (учебных планах, программах, учебниках, учебных и наглядных пособиях, в опыте людей и в реальной действительности) учебный материал, который надлежит обучающимся усвоить. С другой стороны, это тот личностный потенциал, который учащимися и воспитанниками уже усвоен в процессе обучения и воспитания.

Естественно, что региональное образование дальневосточника не исключает его широкую ориентацию в макромире, но имеет своеобразную дальневосточную окраску. Иначе говоря, содержание образования дальневосточника представляет собой единство общероссийской и региональной составляющих. «Региональный компонент общего образования при личностно-ориентированном подходе к его воплощению в школьной практике обучения, ‑ отмечает дальневосточная исследовательница проблемы содержания образования Л.А.Степашко, ‑ несет в себе потенциал ценностей, знаний, рассчитанных на бытие человека в специфических условиях Дальней России как его «малой родины», в то же время одухотворенного «причастностью» к жизни всей России, к судьбам всего человечества».

Успех регионализации образования на Дальнем Востоке во многом зависит от того, как осознают эту задачу различные образовательные институты, включая семью, учреждения образования и культуры, средства массовой информации. К примеру, существенный вклад в развитие личности россиянина-дальневосточника вносит на территории Еврейской автономной области телерадиокомпания «Бира», регулярно организуя теле- и радиовикторины по краеведению, радиопередачи не только на русском, но и еврейском, молдавском, украинском языках, отражая в своих передачах материалы, привлекательные для радиослушателей и телезрителей разных возрастов и этнических групп.

Несмотря на развитие современных средств информации и телекоммуникаций, важнейшим средством образования остаются книги и учебная литература. В них отражается в основном содержание образования, подлежащее усвоению учащимися.

Особое значение для становления и развития личностного отношения к Дальнему Востоку как к «малой родине» имеет изучение дальневосточной литературы, произведений писателей и поэтов, живших и творивших, живущих и творящих на этой территории. Книги исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева, писателей и поэтов В. Ажаева, Л. Вассерман, Д. Вайсермана, А. Вахова, А. Гайдара, Н. Задорнова, В. Иванова, Э. Казакевича, Р. Казаковой, Д. Кимонко, П. Комарова, Б. Копалыгина, С. Кучеренко, А. Кымытваль, Л. Миланич, Б. Миллера, Н. Наволочкина, Д. Нагишкина, А. Пассара, П. Проскурина, Ю. Рытхэу, Ю. Салина, В. Саломатова, С. Смолякова, В. Сысоева, А. Фадеева, П. Халова, Т. Чинаревой, Н. Шундика и многих других, ‑ проникнуты в своем содержании большой любовью к этому неповторимому краю России и его людям. Естественно, что чтение этих книг должно стать неотъемлемой составной частью образования дальневосточника. Осознание высокого воспитательного потенциала дальневосточной литературы привело к необходимости, например, на территории Хабаровского края разработки нормативной и учебно-методической базы для осуществления литературного образования. Комитетом (ныне Министерством) образования администрации (ныне Правительства) края разработаны и доведены до всех учреждений образования «Дополнительные краевые требования к стандарту образовательной области «Литература». Сотрудниками Хабаровского краевого института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и Хабаровского государственного педагогического университета Г.В. Гузенко, С.И. Красноштановым, М.Н. Ходаковской разработаны учебные пособия по дальневосточной литературе и методические рекомендации по их использованию. На территории Еврейской автономной области с успехом для дела регионального литературного образования может быть использовано издание о писателях и поэтах, сотрудничавших в разные годы и сотрудничающих в настоящее время с газетой «Биробиджанер Штерн». Известный в области краевед и литературовед Е.И. Кудиш с любовью рассказывает на страницах издания о написавших о природе, строительстве и людях ЕАО стихи, рассказы, повести, романы X. Бейдере, Д. Бергельсоне, И. Бронфмане, Л. Вассерман, А. Вергелесе, С. Галкине, Т. Гене, С. Годинере, М. Гольдштейне, С. Гордоне, С. Грузберге, Г. Добине, Э. Казакевиче, Л. Квитко, А. Кушнирове, А. Лизене, П. Маркише, Б. Миллере,Д. Нистере, Б. Олевском, И. Рабине, Г. Рабинкове, И. Серебряном, Б. Слуцком, Р. Шойхете и их произведениях . Многие из названных имен писателей и их произведения вошли в изданную в 2005 году хрестоматию «Литература Еврейской автономной области».

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Метод геометрических мест
Учитель разъясняет сущность метода геометрических мест. Сущность метода геометрических мест, используемого при решении задач на построение, состоит в следующем. Пусть, решая задачу на построение, нам надо найти точку Х, удовлетворяющую двум условиям. Геометрическое место точек, удовлетворяющих перв ...

Профессионально важные качества учителя истории
При определении уровня профессионализма используются различные понятия: «профессиограмма», «профессиональный портрет». Профессиограмма – описание технологических, экономических, правовых характеристик конкретной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических и педагогических п ...

Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР
Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дошкольники, при ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru