Модель личности россиянина-дальневосточника

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Модель личности россиянина-дальневосточника

Страница 3

Содержание и нормативы физического образования на Дальнем Востоке определены в исследованиях Г.И. Мызана и рекомендованы в качестве регионального компонента государственного образовательного стандарта (ГОС) Комитетом (ныне Министерством) образования администрации (ныне Правительства) Хабаровского края для всех учреждений общего образования.

Психологические характеристики

Темперамент

Сдержанность, умение регулировать нервные процессы волевыми усилиями ‑ черта характера коренного дальневосточника.

Первопроходцами и исследователями социума Дальнего Востока было подмечено преобладание у коренных жителей уравновешенного, терпимого характера. Типы нервной системы ‑ холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов ‑ обусловлены в основном природой самой личности, но система воспитания, являясь составной частью образования, призвана способствовать развитию у дальневосточников повышенной способности регулировать нервные процессы волевыми усилиями в любых неожиданных, зачастую экстремальных ситуациях.

Психические процессы (функции)

К психическим функциям принято относить ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, чувства, волю. Ощущения в основном зависят от чувствительности рецепторов к раздражителям и выражаются в распознавании отдельных качеств предметов и явлений. Вряд ли следует искать в ощущениях дальневосточников-переселенцев какие-либо отличительные от идентичных ощущений жителей других территорий качества. Однако у исконно-коренных жителей Дальнего Востока были подмечены особые способности ощущать пространство и ориентироваться в нем без явно выраженных ориентиров. Во всех же других психических функциях у дальневосточника есть смысл предположительно определить их особенности.

Восприятию коренным дальневосточником предметов, фактов, явлений в окружающем мире свойственны более высокая интегративность и целостность, способность переносить сущностные стороны одних сложных явлений действительности на другие. В работах В.К. Арсеньева, Ю.С. Салина и других исследователей, в произведениях дальневосточных писателей отмечается, к примеру, что «оленные люди», рыбаки и охотники воспринимают животный мир не только как объект для добычи, но и как необходимое условие сосуществования с ним, осознают необходимость бережного к нему отношения. Одухотворяются не только живые существа, но и горы, камни, реки, озера, ручейки. «Все есть люди», ‑ в этом восприятии мира героем произведений В.К. Арсеньева Дерсу Узала отражается специфика мировосприятия коренного дальневосточника. Такое восприятие природы и себя в природе переняли с некоторой модификацией и многие другие поселенцы Дальнего Востока

Внимание дальневосточников характеризуется особой избирательностью, устойчивостью, объемом, возможностями распределения и переключаемости. Многообразие природного мира, особенности природных явлений ‑ восходов и закатов Солнца, высоты и голубизны неба, туманов и рос, дождей и гроз, жизни растений и животных ‑ подмечены вниманием коренных дальневосточников и должны стать основой для развития внимания в воспитании новых поколений.

Память как психофизиологический процесс, её развитие связаны с особенностями образа жизни, состоянием здоровья и физического развития людей на Дальнем Востоке. Для тренировки памяти следует использовать мнемические приемы, связанные не только с абстракциями планетарного масштаба, но и со специфическими для дальневосточной жизни и природы явлениями. В особенностях памяти дальневосточников отражаются опыт и лучшие традиции их предшественников-земляков.

Мышление, как обобщенное и опосредованное отражение индивидом сущностных сторон действительности, для дальневосточников характеризуется специфическим опосредованием особенностей социально-культурного и природного окружения. Широта и свобода мысли отличает мышление дальневосточников, способствует в итоге развитию свободолюбия и свободного поведения. Многое в такое свободолюбие привнесли в дальневосточный этнос не знавшие государственного принуждения исконно коренные жители этих территорий, а также свободолюбивые старообрядцы, ссыльные «вольнодумцы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Управление образованием в социально-территориальных системах
Управлять образованием в социально-территориальных системах – это не то же самое, что управлять системой образования на той или иной территории. Здесь необходимо сопряжённое управление и социальными системами образования как институтами, и образованием более сложного характера, каковым является соц ...

Игровые педагогические технологии
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при­менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современно ...

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru