Модель личности россиянина-дальневосточника

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Модель личности россиянина-дальневосточника

Страница 2

Экологическая обстановка в регионе, исключительно положительная в начале его освоения россиянами, в настоящее время имеет устойчивую тенденцию к ухудшению по причине преобладания потребительской экономики и преимущественным местом в ней военно-промышленных комплексов (ВПК).

Зарождение нового этноса, естественно, связано с зарождением на Дальнем Востоке новой культуры, новых внутрисоциальных отношений. Именно культура в мировой истории цивилизаций помогала человечеству в условиях кризисов выходить из них и зарождаться новым цивилизациям. Механизмом же социодинамики культуры, интериоризации её новыми поколениями и конкретными личностями всегда было и остается образование.

Модель личности современного дальневосточника, желающего и способного жить в сложных условиях этого региона, является ориентировочной основой для определения структуры и содержания образования на Дальнем Востоке. Такая модель может быть построена, исходя из современных психофизиологических подходов к структуре личности. Эта структура включает в себя организм и психику человека. Организм – его физическая (материальная) основа, психика – духовная основа. Схематически эта структура представлена на рис. 9.

Рассмотрим составляющие структуры личности применительно к дальневосточникам.

Характеристики личности дальневосточника

Физическое развитие и состояние здоровья

Адаптированность к сложным природно-климатическим условиям ‑ главная характеристика физического развития и состояния здоровья россиян-дальневосточников. Характер такой адаптации различен для различных районов Дальнего Востока и для категорий населения в зависимости от степени их укоренения и длительности проживания в том или ином районе. В упоминаемых уже исследованиях Б.П. Андриевского отмечается, что «целесообразно все население дифференцировать на группы, в каждой из которых формируется свое специфическое здоровье: коренное, представленное малочисленными народами Севера; коренное пришлое, прожившее на данной территории более трех поколений и достигшее степени социально-биологической адаптации, близкой к коренным народам Севера; пришлое в пределах одного-двух поколений, так называемая «проточная миграция» или «люди, не имеющие постоянного места жительства, меняющие его через несколько лет».

В исследованиях других дальневосточных ученых отмечаются специфические медико-демографические показатели, вызванные своеобразными природно-климатическими условиями и химическими факторами окружающей среды. «Отмечено было, ‑ писал, к примеру, Г.И. Мызан, ссылаясь на данные других исследователей, ‑ что только 50-70 процентов детей школьного возраста находятся в состоянии удовлетворительной адаптации к условиям окружающей среды. У остальных та или иная степень напряжения адаптационных механизмов проявляется в функциональных изменениях со стороны сердечно-сосудистой системы. Наиболее значительное снижение степени адаптации обнаружено в основном у мальчиков 7-8 и 11-13 лет, что связано в большей мере со снижением двигательной активности, по сравнению с дошкольным возрастом, и морфо-функциональными перестройками, характерными для пубертатного периода.

Рис. 9. Структура личности

Авторы отмечают, что оздоровительные и профилактические меры, в том числе оптимальный уровень двигательной активности, благоприятно воздействует на развитие адаптационных возможностей организма детей школьного и дошкольного возраста. Следует обратить внимание на тот факт, что большинство авторов отмечают, что 2/3 сельских и 1/3 городских юношей и девушек имеют уровень физической подготовленности ниже требований, предъявляемых учебной программой. Этот факт имеет подтверждение и в наших исследованиях, проведенных на контингенте детей, проживающих в Хабаровском крае» .

Эталоном физического развития и состояния здоровья дальневосточников, как следует из приведенных исследований, является адаптированное к условиям различных районов этого обширного края здоровье коренных его жителей ‑ исконного населения Севера, Приамурья и Приморья, а также переселенцев не менее, чем третьего, поколения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление". Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение ...

Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин: отбор слов; распределение предметных признаков в группе предложений; выдел ...

Содержание математического развития
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru