Модель личности россиянина-дальневосточника

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Модель личности россиянина-дальневосточника

Страница 1

Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития, экономики и экологии на данной территории.

Ландшафт территории Дальней России разнообразен. Горы и равнины, множество рек и озер, лесов и болт, вулканов и гейзеров, протяженная береговая полоса морей Тихого и Ледовитого океанов, ‑ все это не может не влиять на формирование характеров дальневосточников в зависимости от их конкретного места жительства. Не меньшее влияние на развитие и характер личности оказывает и многообразие климатических условий Севера или Юга, континентальной или прибрежной части, сухого или муссонного климата.

В геополитическом отношении Дальний Восток далек от своего политического центра ‑ Москвы, зато близок к государственным границам Китая, Кореи, Монголии, США, Японии. Границы эти имеют исключительно большую протяженность. В сознании дальневосточников это не может не вызывать мыслей о повышенной опасности агрессивного характера, но и должно вызывать осознание необходимости и возможности мирного сосуществования с соседями ‑ народами других стран. Образование должно противостоять развитию чувства ксенофобии и в то же время возможному размыванию чувства российской принадлежности, российского гражданства.

История заселения Дальней России включает в себя историю её освоения древними племенами и народностями монгольского происхождения и россиянами различных национальностей. Современные исследователи этой истории В.Г. Невструев и Т.Х. Невструева отмечают: «Заселение территории Дальнего Востока начиналось со стихийно возникающих поселений. Суровые природные и социальные условия жизни требовали для освоения территории людей с особыми чертами характера: склонных к риску, подвижных, умеющих принимать быстрые и самостоятельные решения. На более позднем этапе Дальний Восток являлся местом ссылки людей, не согласных с существующим политическим устройством государства. В южных районах региона значительные территории освоены старообрядцами, коллективные поселения которых возникли в результате неприятия частью населения России нововведений Русской православной церкви. Эти коллективные поселения отличались длительным сохранением традиций во взаимоотношениях между членами социальной группы, а также способов ведения промыслового и сельского хозяйства. Многие из этих традиций сохранились до нашего времени.

Суровые природные условия сделали главной проблемой коллективное взаимодействие людей независимо от расовой и национальной принадлежности, а также четкое соблюдение выработанных этических норм. В итоге сформировалось полинациональное общество с признаками зарождения нового этноса . К концу XIX века, по мнению Л.Н. Гумелёва, старообрядцы сформировали субэтнос. Вместе с консорциями и конвиксиями землепроходцев, переселенцев, казаков, промысловых артелей они, тем не менее, остались в составе русского этноса» [52].

Характеризуя современное состояние социума и демографическую обстановку в регионе, Б.П. Андриевский отмечает: «На Дальнем Востоке демографическая картина характерна для воюющей страны: низкая рождаемость, высокая смертность, четкая тенденция к сокращению средней продолжительности жизни» и подтверждает это соответствующими данными статистики.

Российский Дальний Восток ‑ дальний для россиян-европейцев, уральцев, кавказцев и даже для сибиряков. Для дальневосточников ‑ это Родина, неотъемлемая часть всей России. От того, насколько дальневосточники считают себя коренными жителями этого региона, во многом зависят их благополучие и психологический комфорт, обустроенность Дальней России. Направленность образования на укоренение населения на Дальнем Востоке обуславливает его особенность как по содержанию, методам и организационным формам, так и в проведении государственной политики в области образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Психолого – педагогические основы формирования речи
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельност ...

Традиции коллективистского воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – по ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru