Образовательные услуги учреждений профессионального образования и запросы их потребителей

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах » Образовательные услуги учреждений профессионального образования и запросы их потребителей

Страница 10

Аналитическая записка о состоянии системы профессионального образования в ЕАО

В учреждениях профессионального образования можно полностью удовлетворить запросы в подготовке кадров с начальным профессиональным образованием по 30 профессиям, с СПО ‑ по 25, с ВПО ‑ по 44.

Вместе с тем, предлагаемый в ЕАО рынок профессиональных услуг позволяет подготовить требуемые кадры с начальным профессиональным образованием на 95%, с СПО – на 81% и с ВПО – на 52%.

За пределами области возможна подготовка 5% и 19% требуемых специалистов с НПО и СПО соответственно. В этой группе преобладает потребность в специалистах для мало распространенных в ЕАО отраслей хозяйства, которые к тому же характеризуются малой численностью персонала.

Потребность в специалистах с ВПО (48%) для отраслей, в которых занята значительная часть населения области (здравоохранение, промышленность и строительство, культура), удовлетворяется в основном за пределами области.

Одна треть потребности сферы образования в специалистах с ВПО составляют учителя-предметники, подготовка которых не ведется в ЕАО, в связи с чем сегодня может быть удовлетворена только за ее пределами.

Таким образом, в итоге анализа материалов о численности работающих в различных отраслях области в настоящее время, потребности в кадрах до 2010 г. и возможностей их подготовки в учреждениях образования ЕАО и за её пределами получены следующие выводы:

Общее количество работающих – 36370 чел.100%

Из них:

С общим образованием – 11960 чел.33%

С начальным профессиональным образованием – 8302 чел.23%

Со средним профессиональным образованием – 9828 чел.27%

С высшим профессиональным образованием – 6280 чел.17%

Соотношение численности работающих с различным образованием представлено на рис. 5 в форме диаграммы.

Рис. 5. Соотношение численности работающих в ЕАО с различным образованием

Из диаграммы видно, что наибольшую часть работающих (83%) составляют имеющие либо общее, либо начальное и среднее профессиональное образование и только 17% ‑ высшее профессиональное образование. Примерно такое же соотношение, с небольшими отклонениями, имеет место и среди работающих в различных сферах и отраслях муниципальных образований области. Иначе говоря, в основе существования и развития ЕАО и её муниципальных образований как социально-территориальных и экономических систем лежит труд рабочих и специалистов среднего уровня профессиональной квалификации, и на результатах их труда базируется труд интеллектуального характера (интеллигенции). Такое устройство социально-экономической системы можно представить в виде трапеции, большее основание которой – множество рабочих профессий, меньшее – профессии интеллектуального труда (рис. 6).

В то же время параллельно проведённый анализ результатов социологического опроса школьников старших классов относительно их намерений после окончания школы показал, что более 75% из них намерены поступать в вузы, около 21% ‑ в техникумы и колледжи только около 5% планируют поступить в учреждения начального профессионального образования или сразу пойти работать. То есть, если исходить из представлений о будущих профессиях и труде сегодняшних школьников, то модель устройства общества выглядит противоположно: большинство из них хотели бы после окончания школы поступить в вузы и получить профессии интеллектуального труда, меньшая часть – стать рабочими (рис. 7). Но такое «перевёрнутое» общество нежизнеспособно, противоречит его реально сложившейся структуре. В вузы могут быть принята только часть, равная меньшему основанию трапеции, другие вынуждены перейти во множество, отображённое большим основанием трапеции. И это не следует рассматривать как жизненную трагедию юношей или девушек, ибо рабочая профессия не менее общественно значима, чем профессии специалистов с высшим образованием. Тем более, что труд рабочих оплачивается зачастую выше, чем труд многих представителей интеллигенции.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Материалы о воспитании и обучении:

Основные принципы духовного воспитания
Все изложенное можно формулировать в следующих положениях: 1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует. 2. Познание о ...

Социально-педагогические типы семей и их воспитательный потенциал
В нашей стране воспитание детей в семье рассматривается как важнейшее государственное дело и гражданский долг родителей. Однако родительская ответственность не сводится только к юридической. И не закон является главным гарантом ее становления и укрепления. Родители выполняют свои обязанности, прежд ...

Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru